«В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление» - В.В. Виноградов (по тексту А.Г. Алексина)


В.В. Виноградов утверждал: «В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление». Что же имеется в виду в высказывании известного лингвиста?

Образность речи является стилевой чертой такого стиля, как художественный. Именно этому стилю характерна высокая степень образности. Художественные тексты чаще всего строятся так, чтобы в сознании читателей возникали определенные образы, благодаря чему текст приобретает зрительный характер. В художественном стиле наблюдается употребление таких языковых единиц, которые направлены на активизацию воображения читателей. Художественные образы создаются за счет разнообразных изобразительно-выразительных средств (тропов), стилистических фигур и экспрессивных единиц всех уровней языка. Образность также создается при помощи конкретной лексике и сопровождающей ее конкретизирующей лексике. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту А.Г. Алексеева.


Во-первых, проанализируем предложение 6: «Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, известных всем с малолетства, Ваня страдал». Здесь привлекает внимание метафора «лабиринты четверостиший», которая подчеркивает: если для остальных ребят четверостишия были «известны с малолетства», то для Сени Голубкина, который уже в шестом классе мог остаться на второй год, они были настолько тяжелыми, как прохождение лабиринта. Сеня Голубкин «блуждал» по этим образным «лабиринтам», потому что неважно знал четверостишия, которые он плохо выучил.

Во-вторых, рассмотрим предложения 15-16 («– Одна ошибочка есть! – говорил он. И загибал палец») и 25 («После диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках»). У читателя появляется возможность увидеть, как Сеня Голубкин на переменах искал места в диктанте, в которых он сделал ошибки, считая их количество для выяснения, удачно или неудачно ему удалось написать диктант. В тексте используется фразеологизм «пальцев на обеих руках не хватит сосчитать», с помощью которого подчеркивается, что Сеня Голубкин сделал в диктанте большое количество ошибок, из-за которых он должен был остаться на второй год. Автором демонстрируется уровень знаний ученика, который сделал двенадцать ошибок в диктанте, от которого зависело то, перейдет он в седьмой класс или нет. В тексте подчеркивается, что у Сени Голубкина не было шансов за данную работу получить хорошую отметку. Оттенок неодобрения, который носит использованный фразеологизм, выражает авторское отношение к герою и отношение учительницы-рассказчицы к работе Сени Голубкина. Так, всего в нескольких предложениях наблюдается огромный смысл.

Таким образом, высказывание В.В. Виноградова о том, что наиболее полное проявление образности наблюдается в художественном стиле, справедливо, так как этот стиль предполагает употребление таких языковых единиц, которые направлены на создание в воображении читателей определенных образов, придающих тексту зрительный характер.




Вариант 3 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Мало ли что бывает! – сказал он. Из-за этого всем не верить?» (по тексту А.Г. Алексина)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова благородство? (по тексту А.Г. Алексина)