9.2. «– Вот, – сказал товарищу Борька, – попрощайся с моей бабушкой» (по тексту В.А. Осеевой)


В финале текста В.А. Осеевой показано, что Борька позвал бабушку в коридор, чтобы его друг попрощался с ней. Смысл финала разъяснить можно так: упреки товарища заставляют Борьку переосмыслить свое отношение к родной бабушке: он соглашается с позицией приятеля, считавшего, что бабушку нельзя обижать, стыдясь того неуважительного отношения, которое он проявлял к своей бабушке, которая многое делала для него и всей семьи. Стыдясь не столько перед товарищем, сколько перед самой бабушкой, наедине с которой он чувствовал близость, Борька признает ошибку и меняет свое отношение к бабушке, когда зовет ее для прощания с уходившим гостем. Чтобы удостовериться в этой позиции, можно обратиться к примерам из самого текста.

Борькино отношение к бабушке меняется после того, как его товарищ преподает ему нравственный урок. Герой удивился тому, что Борька утверждал, что его бабушка – «старая старушенция» (предложение 45), с которой даже не нужно здороваться, приходя в гости. Борькин товарищ рассказал, каково отношение к бабушке в его семье: она у них «главная», так как «всех вырастила», поэтому ее никто не обижает и с ней как члены семьи, так и гости всегда здороваются. Задавая Борьке вопрос, почему он так плохо относится к родной бабушке, герой уже выражает негативное отношение к поведению своего товарища. В предложениях 54-55 показано, что герой, покачивая головой, и вовсе стыдит Борьку: «Чудно! А стыдно-то как перед всеми, жуть!». В тексте показано, что упреки товарища воздействуют на Борьку, что перед уходом товарища он хочет показать себя с лучшей стороны, продемонстрировав, что был неправ, что на самом деле он любит свою бабушку.


В тексте подчеркивается искренняя любовь бабушки к своей семье. Она раньше всех просыпалась, чтобы приготовить завтрак, она будила Борьку в школу и его родителей на работу, она чистила грязную обувь, давала внуку перед выходом из дома яблоко или конфету и носовой платок, кормила Борьку, когда он приходил со школы, а также на протяжении всего дня выполняла все домашние дела, молча принимая все наставления от дочери. Автор демонстрирует, что Борьке стало стыдно за неуважение к тому, кто многое делает для их семьи. В предложении 56 указывается на то, что герой покраснел, услышав упреки товарища. Читатель понимает, что такая реакция вызвана не только стыдом перед приятелем, но и стыдом перед бабушкой. В предложении 34 подчеркивается, что, приходя со школы, Борька, оказываясь с бабушкой один на один, «невольно» видел ее как «своего, близкого человека». Читатель видит, что Борька почувствовал угрызения совести из-за того, что, чувствуя близость с бабушкой, он не проявлял к ней взаимную любовь, относясь к ней, как к «совершенно лишнему человеку», как это делали родители.

Таким образом, смысл финала предложенного для анализа текста заключается в том, что Борька осознал свою ошибку в поведении по отношению к бабушке: чувство стыда помогает мальчику осознать, что он поступал неправильно по отношению к родной бабушке, наедине с которой он чувствовал близость и которая действительно многое делала для всего семейства.




Вариант 29 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Речь человека – зеркало его самого» - Л.Н. Толстой
  • 9.3. В чем проявляется уважение к пожилым людям? (по тексту В.А. Осеевой)