9.2. «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Пустыня — будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево...» (по тексту А. Платонова)


Данными словами, которые произносит начальник округа, завершается весь текст А.П. Платонова. В них выражается важная мысль: Мария Никифоровна обладает такими знаниями и способностями, которые могут помочь многим людям и целым народам. Начальник говорит Марии Никифоровне, что она владеет такими знаниями об особенностях пустынной местности и о том, как эту пустынную местность превратить в озеленения, что благодаря ей в любой пустыне может вырасти дерево, что, несомненно, важно для всего народа и даже человечества. Школа – это меньшее, где может Мария Никифоровна делиться своими знаниями.

Чтобы доказать высказанную позицию, можно обратиться к предложенному тексту.


В предложениях 4-5 говорится о том, что Мария Никифоровна, закончив педагогический институт, оказалась в селе Хошутово, которое граничило с «мертвой среднеазиатской пустыней». В предложениях 6-11 показано бедственное положение жителей Хошутова: все село было занесено песком, который односельчане расчищали каждый день. Героиня, ставшая свидетелем «молчаливой бедности и смиренным отчаянием» (предложение 11), не могла мириться с той ситуацией, в которой оказались жители Хошутова и в которой оказалась она сама. Здесь уже подчеркивается, что Мария Никифоровна неравнодушно относится к судьбам жителей Хошутова, к судьбам простых людей, столкнувшихся с трудностями. Именно тогда у Марии Никифоровны возникла идея «обучать борьбе с песками, обучать искусству превращать пустыню в живую землю» (предложение 13). Автор текста показывает, что героиня вошла в положение людей и захотела помочь им, обучая их полезному для них делу. В предложении 27 неслучайно говорится о том, что уроки, которые преподавала Мария Никифоровна, были полезны не только детям, но и взрослым.

В повествовании подчеркивается, что Мария Никифоровна, помимо преподавания «песчаного дела» (предложение 16), способствовала тому, что представители простого народа устраивали общественные работы два раза в год. То есть Мария Никифоровна не просто преподавала материал, а следила за тем, чтобы теория реализовалась в реальной жизни. Для героини важно было, чтобы полученные знания реализовывались на практике, чтобы весь тот материал, которые она дала жителям Хошутова, действительно помогал им. В предложениях 19, 24 говорится об итогах деятельности Марии Никифоровны, о том, что ее действия и старания не прошли даром: «И уже через год Хошутова было не узнать», «Пустыня понемногу зеленела и становилась приветливей». Автор показывает, что все предпринятые Марией Никифоровной меры благоприятно воздействовали на Хошутово, поэтому ей нужно было не просто преподавать в школе, а руководить масштабным процессом озеленения пустынных мест.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финал текста подчеркивает значение деятельности Марии Никифоровны, которая не только преподавала «песчаное дело», но и применяла все теоретические знания на практике, что способствовало озеленению целого села. Такие знания и способности, которыми владела Мария Никифоровна, могли бы спасти целые народы, способствовать улучшению их жизни.

С полным текстом А.П. Платонова можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 15 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Переносное значение слова обогащает наш язык, развивает и преображает его» - Д.Н. Шмелев
  • 9.3. Как целеустремлённость человека может повлиять на окружающий мир? (по тексту А. Платонова)