13.1. «Выразительность эпитетов может быть усилена тем, что в них бывают «спрятаны» различные тропы: олицетворения, гиперболы» И.Б. Голуб (по тексту К.Г. Паустовского)


Известный современный лингвист Ирина Борисовна Голуб замечает, что «выразительность эпитетов может быть усилена тем, что в них бывают «спрятаны» различные тропы: олицетворения, гиперболы», имея в виду то, что часто в сочетаниях «существительное плюс прилагательное» уже содержатся некоторые средства изобразительной выразительности. Бесспорно, она права. У эпитетов, дополненных олицетворениями или гиперболами многократно возрастает экспрессивность: они делают текст проникновеннее, образнее, ярче.

Константин Георгиевич Паустовский использует много эпитетов, в которых уже содержатся олицетворения. Так, например, в предложении 24 писатель использует эпитет «скучное киевское лето», имея в виду то, что лето выдалось дождливым и однообразным для главного героя. У юноши поначалу не было каких-то ярких впечатлений, не было интересных занятий, все казалось обыденным. Лето само по себе, как и другое любое время года не может быть «скучным» или «веселым», поскольку это не живое существо. Благодаря олицетворению, читатель понимает, какими были чувства главного героя, ощущает обстановку, в которой он жил. Как только юноша заинтересовался молодой женщиной и увлекся сочинением рассказов, лето тотчас перестало быть «скучным», то есть изменилось само восприятие героя, а не лето. В предложении 26 используется эпитет с олицетворением «звонкоголосые дожди», по которому можно понять, насколько обильными были осадки в то лето. Вода лилась потоками, шумела и «пела» на разные голоса, соприкасаясь с листьями деревьев, с крышами домов, с подставленными кадками.


В предложении 59 словосочетание «черные глаза… смеялись» также используется олицетворение: автор, таким образом, показывает, насколько лучились глаза от счастья обрадованной бабушки. Женщина была искренне рада первым успехам своего талантливого внука, счастлива от того, что не пропали даром ее труды, и она смогла вложить в него самое лучшее. В старой, сгорбленной женщине вновь ожил молодой задор, потускневшие от возраста глаза наполнились блеском.

В предложении 46 используется словосочетание «длинный день», содержащее одновременно и эпитет, и гиперболу. День не может быть «длинным» или «коротким», потому что в сутках ровно двадцать четыре часа. «Длинным» он стал, судя по ощущениям бабушки, которой приходится скучать одной из-за долгого отсутствия внука. То лето выдалось особенно дождливым, поэтому большую часть времени бабушке приходилось находиться дома, а не сидеть в любимом плетеном кресле и проводить время за чтением книг. Старая женщина уже не жила для себя, она целыми днями переживала за внука, смотрела в окно и молила бога о благополучии.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что выразительность эпитетов действительно усиливается, если в них одновременно содержатся скрытые олицетворения и гиперболы. Текст становится насыщеннее, приобретает больше смысла и образности.




Вариант 16 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Она радовалась моему первому рассказу больше, чем я» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • 13.3. «Что по-настоящему ценно в жизни человека?» (по тексту К.Г. Паустовского)