9.1. «Выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней» - Л.А. Введенская


Л.А. Введенская утверждает: выразительность создается средствами всех уровней языка. С этим высказыванием невозможно не согласиться.

Для того чтобы сделать высказывание ярким и эмоциональным, используются средства языковой выразительности. Эти средства связаны со всеми уровнями русского языка. Бывают фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические средства выразительности. В одном высказывании, как правило, используются различные средства с целью сделать текст ярким и более доступным для понимания. К фонетическим средствам относят, например, звукопись, ударения, интонационные особенности; к словообразовательным относят, например, аффиксы с эмоционально-экспрессивным значением; к морфологическим относят, например, частеречные синонимы. Стоит отметить, что наиболее употребляемы средства выразительности лексического и синтаксического уровней. К лексическим средствам относят все тропы (эпитеты и другие), многозначные слова, синонимы, лексика иноязычного происхождения и многое другое. К синтаксическим средствам относятся порядок слов в предложении, синонимичные синтаксические конструкции, различные стилистические фигуры и другое.

В качестве доказательства к данной позиции можно обратиться к тексту Л.Н. Андреева.


В предложении 8 употребляется большое количество лексических средств выразительности: «прелестные звуки», «скалы теснились», «очарованные скалы», «тихо и кротко внимали», «сладкие песни». Все эти лексические средства делают текст более эмоциональным и выразительным, помогают передать общее настроение и авторскую идею. С помощью эпитетов «сладкие песни», «прелестные звуки» подчеркивается, что пение Орфея нравилось абсолютно всем. На это указывают также эпитет «очарованные скалы» и олицетворение «скалы теснились», которые показывают, что даже скалы хотели слушать пение Орфея.

В предложении 18 используется такое яркое синтаксическое средство, как градация: «уже не два, а десять, двадцать ослов». Это средство выразительности помогает продемонстрировать провал певца Энрико, который хотел доказать всем вокруг, что его голос лучше голоса Орфея. Автор, используя прием градации, показывает, что замысел Энрико не удался, что все ослы не стали спокойно слушать его, как это планировал Энрико, а «взревели» (средство лексического уровня языка). Есть в предложении и синтаксическая конструкция с союзом «не только, но и», которая показывает, что ослы своим криком заглушали абсолютно все. Получается, что прием градации, лексическое средство «взревели», а также синтаксическая конструкция с союзом «не только, но и» помогают показать всю нелепость того, что делает Энрико.

Подводя итог, можно сказать, что автор высказывания, чтобы сделать его более выразительным, обычно использует различные средства выразительности: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

С полным текстом Л.Н. Андреева можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 21 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «А Орфей жалел? Нет, я их перекричу! Я их перереву!» (по тексту Л.Н. Андреева)
  • 9.3. Чем опасно тщеславие? (по тексту Л.Н. Андреева)