13.1. «Язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем» – И.А. Гончаров (по тексту А.И. Куприна)


Известный выдающийся русский писатель Иван Александрович Гончаров говорил, что «язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем». С этим высказыванием невозможно не согласиться: действительно, слова выражают любое состояние души; от того, каким является внутреннее наполнение человека, зависит то, каким языком он пользуется.

Александр Иванович Куприн с помощью языка воссоздает образ Буланина, обнажает на поверхность его качества и внутреннюю суть. Так, например, для того, чтобы показать, насколько гимназист любит своих близких и переживает с ними разлуку, автор использует множество вопросительных предложений в эпизоде мысленных диалогов героя с самим собой (предложения 5-7, 17). Ему кажется, что мать забыла про него или вообще не в курсе по поводу того, что по субботам воспитанников забирают, что у нее появились срочные неотложные дела. Он думает, что появились какие-то непонятные препятствия, и свидание не состоится. Вопросительные предложения помимо любви к родным выявляют тревожность мальчика, его склонность накручивать себя и низкую стрессоустойчивость. В предложении 8 используется метафора «шестой урок был для воспитанников пыткой»: она помогает понять, насколько гимназисты были истощены ожиданием конца недели и приезда домой.


В предложении 13 автор использует фразеологизм «сломя голову», желая показать, насколько сильно воспитанники тосковали по близким и теперь страстно желают их увидеть. Они напрочь забыли про правила поведения в гимназии и этикет, чуть было не сбили преподавателя, прижавшегося к стенке. Сравнение в предложении 12 «точно подброшенные электрическим током» дополняет этот эпизод. Никакая сила, казалось, не могла остановить гимназистов, соскучившихся по своим родным за шесть дней отсутствия дома. Каждый рвался домой, доживая последние мучительные минуты ожидания, каждого дома ждали и тщательно готовились к встрече. Восклицательные предложения 26-27 показывают «особенную» радостную, приветливую интонацию дядьки, показавшуюся Буланину именно такой вследствие долгого ожидания. Интонация не могла быть другой, ведь называли не фамилию какого-нибудь Егорова или Бахтинского, а сейчас вызывали именно его, Буланина. Если до этого момента гимназисту казалось, что дядька издевается над воспитанниками и специально произносит их фамилии вяло и непрезентабельно, оскорбительно-равнодушно, то теперь он был уверен в том, что этот человек не может за него не радоваться. Так автор через языковые средства помогает прочувствовать состояние героя, увидеть ситуацию его глазами.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что язык действительно отражает образ внутреннего человека, подобно и в красках показывает состояние его ума и души. Гончаров для воссоздания образа главного героя использовал множество языковых средств, делая текст максимально доступным для восприятия.




Вариант 12 - сочинения 13.2. и 13.3.:

  • 13.2. «Все кончено, все кончено, - с горечью думает Буланин, - я самый несчастный мальчик в мире, всеми забытый и никому не нужный» (по тексту А.И. Куприна)
  • 13.3. Что значит любить близких людей? (по тексту А.И. Куприна)