«Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой)


Л.Н. Толстой утверждает, что человек, будучи биосоциальным существом, способен существовать лишь внутри общества, вне его он немыслим.

С данным высказыванием нельзя не согласиться. Человек – это не просто биологическое существо, но и существо социальное. Из этого определения видна тесная взаимосвязь между человеком и обществом. Без социума индивид бы остался на самом примитивном уровне развития, так как именно общество помогает человеку стать настоящей личностью, то есть тем, кто имеет собственные индивидуальные черты. Если при рождении ребенка он попадает в общество, начинается процесс социализации, который невозможен без окружающих людей и социальных институтов. Если же ребенок оказывается вне общества, то он не усваивает нормы и ценности, а значит, он будет не способен жить внутри общества.


В качестве факта приведем следующий пример. Существует множество исследований о так называемых детях-«маугли», которые подтверждают, что человек не может существовать вне общества. Чем больше ребенок провел время отдельно от социума, тем сложнее ему будет привыкать к новым условиям, когда он окажется внутри общества. Такие дети имеют только формальные человеческие признаки, однако у них нет никаких общественных ценностей и интересов, они живут только благодаря животным инстинктам и повадкам. Например, в 20 веке в волчьем логове были найдены две девочки: Амала и Камала. Они не умели разговаривать, не понимали человеческий язык, из-за физической деформации они передвигались на четвереньках, выли и в целом вели себя как волки. Когда девочки были найдены, одна из них почти сразу погибла, потому что ее оторвали от привычной обстановки и вывели в общество, которое было ей чуждо.

Другим подтверждающим позицию фактом может послужить пример из литературы. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке «Дикий помещик» раскрывает образ помещика Урус-Кучум-Кильдибаева и его судьбу. Однажды главный герой решает избавиться от тех крестьян, которые находились в его подчинении. Спустя время мечта помещика воплотилась в реальность, он остался в полном одиночестве. Долгое нахождение вне общества привело к тому, что Урус-Кучум-Кильдибаев одичал. Он стал похож на настоящего медведя: на его теле начинает расти шерсть, он начинает ходить на четвереньках, начинает есть зайцев. Помещик разучился разговаривать и понимать человеческий язык. Автор сказки в гиперболизированном виде показывает, что будет с человеком, если он будет существовать отдельно от общества: человек будет не развиваться, а только деградировать.

Исходя из всего вышесказанного, стоит сказать о том, что человек в истинном понимании данного слова должен иметь не столь биологические, сколько социальные признаки. Если представитель человеческого рода не умеет жить среди представителей общества, то человеком его назвать можно лишь по формальным признакам. Без процесса социализации, который может проходить лишь в обществе, не может происходить развитие личности человека.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян)
  • «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)
  • «Познание и жизнь неотделимы» (Л. Фейхтвангер)
  • «Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое - мысли» (Демокрит)