«Духовное ограничение власти техники над человеческой жизнью есть дело духа, дело самого человека» - Бердяев


Н.А. Бердяев, поднимая проблему негативного влияния процесса технизации на духовное начало человека, утверждал: «Духовное ограничение власти техники над человеческой жизнью есть дело духа, дело самого человека». Автор высказывает мысль о силе человека, который воспринимает технику как средство, а не цель, который ограничивает роль техники в личной и общественной жизни.

С высказыванием Н.А. Бердяева нельзя не согласиться. Под техникой можно понимать исторически развивающуюся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.д.), позволяющих использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Под технизацией понимается внедрение техники в общество, увеличение роли техники. С появлением первой техники технизация распространяется в обществе все шире и шире, от подчинения природы она переходит к подчинению всей жизни человека, техника используется не только в производстве, но и в повседневной жизни человека. Если в самой технике нет ничего плохого, поскольку она может улучшать жизнь человека и способствует научному прогрессу, то исключительная технизация несет множество проблем, включая и нравственных. Технизация во многом оказывает влияние на формирование базовых систем ценностей личности, при этом постепенно стирая смысложизненные ориентиры, связанные с морально-нравственным предназначением человека. Задачей человека является ограничение влияния техники на человека, что позволит устранить противоречия между технизацией и морально-нравственными ценностями.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. По статистике ЮНЕСКО, в 1970 году во всем мире насчитывалось более 500 миллионов радиоприемников и более 200 миллионов телевизоров. Средства массовой коммуникации не только широко производились, но и были доступны широким слоям населения. Средствами массовой коммуникации для сохранения и упрочения своей власти пользовалась буржуазия. Подвергаясь массированной идеологической обработке через плоды научно-технической революции, население порабощалось стереотипно, выслушивая идеи потребления, замыкания в мир семейных интересов, ухода от активной общественной жизни.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» показано негативное влияние технического прогресса не только на окружающую среду, но и на нравственные ориентиры людей. Желая построить ГЭС, представители молодого поколения, поддерживающие технический прогресс, равнодушно относятся к тому, что остров будет затоплен со всеми живыми организмами на нем, что будут уничтожены кладбища, где лежат их предки, и дома, с которыми связано их детство. В.Г. Распутин выражает мысль о том, что технизация рождает эгоистичных людей, которым нет дела ни до своих родных и близких, ни до предков, ни до малой родины, ни до всей планеты.

Таким образом, технизация оказывает негативное влияние на духовное начало человека, переформировывая у него базовую систему ценностей и стирая смыслосложизненные ориентиры.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Модели в науке служат для проверки воображения» - Докинз
  • «Не все дошедшее до нас от древности должно считаться кладезем народной мудрости; наряду с истинами уцелели и предрассудки» - Ковалевский
  • «Сомнение неприятно, но состояние уверенности абсурдно» - Вольтер
  • «Ноша культурных ценностей - особая ноша. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает» - Лихачев