«Не все дошедшее до нас от древности должно считаться кладезем народной мудрости; наряду с истинами уцелели и предрассудки» - Ковалевский


М.М. Ковалевский, поднимая проблему передачи предыдущими поколениями знаний, соответствующих и не соответствующих истине, утверждал: «Не все дошедшее до нас от древности должно считаться кладезем народной мудрости; наряду с истинами уцелели и предрассудки».

С высказыванием М.М. Ковалевского нельзя не согласиться. Важно определение понятия науки: исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и о способах их планомерного воздействия на окружающий мир. Наука постоянно развивается, и от предыдущих поколений люди узнают множество информации о действительности. От далеких и не очень предков у нас есть много истин, под которыми понимаются знания, соответствующие действительности. Однако в человеческом сознании сохраняются и предрассудки прошлого, под которыми понимаются мнения, казавшиеся когда-то самоочевидными, разделявшиеся всеми сохраняющиеся в дальнейшем, после обнаружения его ошибочности, по инерции или привычке.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. Многие открытия, сделанные древнегреческими учеными, повлияли на развитие науки, без них не было бы современного состояния науки. Однако не все пришедшие из Древней Греции знания были истинными. Геоцентрическая система мира, по-другому называющаяся Птолемеевской системой, была разработана философами в Древней Греции. Долгое время геоцентрическая система мира, основанная на мысли о том, что в космосе центральное место занимает Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды, в то время как она является неподвижной, являлась основой картины мира. Только в ходе научной революции XVII века, когда на место геоцентризма пришла гелиоцентрическая система мира, человечество поняло, что долгое время оно жило в соответствии с неправильными представлениями.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из общественной жизни. Еще древнеримский писатель, ученый и философ Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественная история» давал страусам следующую характеристику: «Страусы считают, что когда они засовывают голову и шею в землю, все их тело со стороны кажется сокрытым». С того момента за истину стали считать то, что страусы прячут голову в песок при опасности. На самом деле это является заблуждением, поскольку страусы чисто физически не смогли бы спрятаться в песок, так как они бы задохнулись. Истиной является то, что страусы ложатся и кладут шею на землю, когда им хочется отдохнуть и когда они находятся в опасности, чтобы услышать приближение врага. Однако в современном мире многие люди до сих пор верят в миф о том, что страусы прячут голову в песок.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что развитие науки позволяет людям пользоваться теми истинами, которые были открыты предшествующими поколениями, однако от предков остаются и предрассудки, в соответствии с которыми люди неправильно воспринимают действительность.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Модели в науке служат для проверки воображения» - Докинз
  • «Духовное ограничение власти техники над человеческой жизнью есть дело духа, дело самого человека» - Бердяев
  • «Сомнение неприятно, но состояние уверенности абсурдно» - Вольтер
  • «Ноша культурных ценностей - особая ноша. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает» - Лихачев