«Сомнение неприятно, но состояние уверенности абсурдно» - Вольтер


Вольтер, поднимая проблему относительности истины, утверждал: «Сомнение неприятно, но состояние уверенности абсурдно».

С высказыванием Вольтера нельзя не согласиться. Понятия уверенности и сомнения противоположны друг другу. Под уверенностью понимается отсутствие малейшего сомнения в выражении мысли, а под сомнением – состояние неуверенности, нерешительности, колебания в том, что следует считать правильным и истинным. Истина – это воспроизведение объективной действительности в человеческом сознании такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. К истине люди приходят в процессе познания, под которым понимается процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о действительности. В процессе познания человек не всегда приходит к абсолютной истине, предполагающей исчерпывающие достоверные знания об объекте действительности. Процесс познания может привести человека к относительной истине, под которой понимаются неполные и неточные знания об объекте действительности, которые требуют дополнения. Человек может прийти к заблуждению, принимая ложное за истинное. Исходя из этого, ученые пришли к выводу о необходимости говорить о принципе объективности в процессе познания, в соответствии с которым даже мысль авторитетов может подвергнуться сомнению, поскольку не существует абсолютной объективности знаний. Сомнение можно считать основным принципом получения достоверного знания о мире. Именно сомнение, а не уверенность мотивирует людей к процессу познания и к поиску истины.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. Довольно долгое время истинной считалась геоцентрическая система мира, гласящая, что Земля занимает центральное место в космосе, а вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Такое представление об устройстве мироздания было основой античной и средневековой картины мира. Если бы астроном Н. Коперник был уверен в принятой в то время системе и не поставил бы ее под сомнение, то научное открытие произошло бы значительно позже, а может, и не произошло бы вовсе. Именно сомнение заставило Н. Коперника сделать собственные исследования, в результате которых он создал учение о гелиоцентрической системе мира, гласящее, что центральное место занимает Солнце, вокруг которого вращаются все планеты, в том числе Земля.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показана уверенность Евгения Базарова в своих нигилистических убеждениях. Он твердо отрицает все общепринятые нормы: природу, искусство, красоту, любовь. Однако автор проводит Базарова через испытание любовью, которое приводит к «поражению» центрального персонажа: отрицая любовь, Базаров влюбляется в Анну Одинцову, становясь романтиком. Главному герою неприятны появившиеся у него новые чувства, он пытается противиться им, так как не хочет признаваться в том, что его нигилистические взгляды не соответствуют реальной действительности. И.С. Тургенев показывает, что уверенность Базарова оказалась абсурдной.

Таким образом, из-за отсутствия абсолютной объективности знаний каждое знание должно подвергаться сомнению, поскольку именно оно, а не уверенность, мотивирует человека к поиску истины.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Модели в науке служат для проверки воображения» - Докинз
  • «Не все дошедшее до нас от древности должно считаться кладезем народной мудрости; наряду с истинами уцелели и предрассудки» - Ковалевский
  • «Духовное ограничение власти техники над человеческой жизнью есть дело духа, дело самого человека» - Бердяев
  • «Ноша культурных ценностей - особая ноша. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает» - Лихачев