«К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно» - Дюркгейм


Э. Дюркгейм утверждал: «К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно».

С данным высказыванием нельзя не согласиться. По Э. Дюркгейму, социальный факт – это любой устоявшийся или неустоявшийся способ действия, способный оказывать внешнее принуждение на индивида. Особенностью социального факта является необходимость коллективного сознания. Верования, стремления и обычаи действительно являются коллективными явлениями, которые характерны не одному человеку, а целой группе людей. Верования – это воспринятые без критического осмысления идеи, понимающиеся как абсолютная истина, используемые как жизненная установка человека, через которую происходит восприятие им окружающего мира и осуществляется его поведение в обществе. Социальные стремления – это общественная потребность реализовывать те условия существования, которые пока отсутствуют. Обычаи – это унаследованный от предков способ поведения, который является привычным и логичным для всех членов общества.


В качестве факта, подтверждающего высказанную позицию, может выступить пример из истории. Для людей майя были характерны такие религиозные действия, которые основывались на обычаях. Верования майя основывались на теории циклической природы времени, через которую они и воспринимали весь окружающий мир. Одним из обычаев майя были жертвоприношения: при предсказывании жрецами плохого времени, майя совершали жертвоприношения, тем самым желая избавиться от гнева богов и успокоить их. Майя убивали небольших животных, а порой и людей, проводили «кровопускания» на собственных и чужих телах. Данный обычай был связан с верованием майя в то, что кровь человека нужна Космосу для постоянного обновления и что только благодаря жертвоприношению может существовать жизнь во Вселенной. Такие верования и обычаи характерны не одному индивиду, а целой группе людей, что говорит о коллективности данных социальных фактов.

Чтобы доказать справедливость высказывания Э. Дюркгейма, обратимся к роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Семейство Мелеховых живет в соответствии с принципами своих предков. Отцом всего семейства является самый старший: Пантелей Прокофьевич. Женская доля по обычаям того времени заключалась в ведении быта. Главной хранительницей домашнего очага является Василиса Ильинична. Не желая перечить собственному отцу, которому стыдно из-за слухов о том, что его сын связался с замужней женщиной, и идти против традиций прошлого, центральный персонаж женится на Наталье Коршуновой, будучи влюбленным в Аксинью Астахову. Члены семейства Мелеховых – трудолюбивые, религиозные и трепетно относящиеся к семье люди. Все описанные обычаи свойственны не только семейству Мелеховых, но и всему донскому казачеству. Неслучайно в образах семьи Мелеховых и самого Григория виден собирательный характер.

Таким образом, верования, стремления и обычаи действительно являются социальными фактами, носящими коллективный характер.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей» - Сухомлинский
  • «Этносы как коллективы более или менее разнятся между собой по языку, иногда по обычаю, иногда по происхождению, но всегда по исторической судьбе» - Гумилев
  • «Каждый человек - отражение своего внутреннего мира» - Цицерон
  • «Молодежь - это понятие не только биологическое, возрастное, но прежде всего социально-историческое» - Левикова