«Молодежь - это понятие не только биологическое, возрастное, но прежде всего социально-историческое» - Левикова


С.И. Левикова, рассуждая о молодежи, отмечает, что это «понятие не только биологическое, возрастное, но прежде всего социально-историческое».

С данным высказыванием нельзя не согласиться. Как известно из курса обществознания, молодежь является социальной группой, то есть устойчивой совокупностью людей, выделенной по социально-значимому признаку. Молодежь – социальная группа, которая выделяется по возрастному признаку. Однако определяющей характеристикой молодежи является не только возраст, но и динамичность, неустойчивость социального статуса, поиск ролей в жизни. Данные социальные качества подтверждают мысль о том, что молодежь является не только возрастным, но и социальным явлением. На это указывает и само определение молодежи как социальной группы. О том, что молодежь – также явление историческое, говорит то, что молодежь разных времен отличается друг от друга. То, что было характерно для молодежи нескольких десятков лет или пару сотен лет назад, может быть неактуально для современной молодежи. Молодежь отражает особенности развития общества в определенные времена.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из литературы. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», в названии которого уже отражен конфликт поколений, продемонстрированы разные мировоззрения представителей старшего и младшего поколений. Писателю удалось отразить в своем художественном произведении зарождающиеся в России нигилистические взгляды. Яркий представитель молодежи Евгений Базаров считает себя нигилистом, отрицая все общепринятые нормы: любовь, искусство, природу. С помощью образа Евгения Базарова изображен зарождающийся в обществе конфликт между революционными демократами и либеральными дворянами, отрицательно относящимися к социальным преобразованиям. Базаров – представитель молодежи не столько по возрастному признаку, сколько по демонстрации особенностей отдельной исторической эпохи.

Вторым подтверждающим позицию фактом является сравнение современной молодежи с молодежью прошлого. Если молодежь XIX века в своей основе была зависима от социального положения, то современная молодежь более свободна, поскольку имеет право выбора во всех областях жизнедеятельности. Если сейчас для молодежи характерны брак по любви и отсутствие стремления рано вступить в брачные отношения и завести семью, чтобы реализовать себя профессионально, то для молодежи прошлого характерны ранние браки, которые чаще всего заключались между представителями одного и того же сословия. Если современная российская молодежь имеет полное право на образование, закрепленное в Конституции РФ, то в прошлом таким правом обладали только некоторые представители молодежи. Характеризующим исторический процесс признаком является и широкое использование технических средств и сети Интернета, о которых даже не могли подумать молодые люди XIX века.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нельзя не согласиться с тем, что молодежь – это не только возрастное, но и социально-историческое явление, отражающее особенности той или иной эпохи.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей» - Сухомлинский
  • «Этносы как коллективы более или менее разнятся между собой по языку, иногда по обычаю, иногда по происхождению, но всегда по исторической судьбе» - Гумилев
  • «К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно» - Дюркгейм
  • «Каждый человек - отражение своего внутреннего мира» - Цицерон