«Лучшие законы рождаются из обычаев» - Жубер


Ж. Жубер, рассуждая о законах, утверждал, что лучшие из них рождаются из обычаев.

С высказыванием Ж. Жубера можно согласиться. Из курса обществознания известно, что и право, и обычаи являются социальными нормами, под которыми понимаются правила (особый регулятор социального поведения), установленные обществом в целях контроля за поведением индивидов и групп. И нормы обычаев, и нормы права направлены на урегулирование общественных отношений. Закон является видом правовых норм, под которыми понимаются формально определенными правилами поведения, установленными и обеспечиваемыми государством. Закон – это принимающийся компетентными органами государственной власти нормативно-правовой акт, регулирующий общественную жизнь. Обычай – это старейший исторический вид социальной нормы, закрепленный силой многократного применения. Если закон как вид нормы права относится к формальным социальным нормам, которые закреплены письменно, то обычай относится к неформальным социальным нормам, которые не зафиксированы письменно, но находятся в сознании людей. Несмотря на существующие между законами и обычаями различия, они как социальные нормы тесно взаимосвязаны между собой. Правовые нормы поддерживают обычаи, которые с государственной и общественной точки зрения полезны. Положительные обычаи поддерживаются законом и иногда даже признаются в качестве источников права. Обычай предшествует закону исторически, поскольку закон, развивающийся с появлением государства, появился значительно позже, чем обычаи, которые были присуще даже первобытному обществу.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. В Древнем Риме обычай признавался источником права: там существовало правило, в соответствии с которым, «когда не имеется писаного закона», «долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон». Данная цитата находится отражение в «Дигестах» – обширном систематизированном сборнике извлечений из трудов авторитетных римских юристов, являющемся важнейшей частью свода римского гражданского права. Здесь же можно найти и следующее изречение: «В тех делах, в которых мы не пользуется писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями».

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из общественной жизни. В современной Великобритании существует достаточно много политических обычаев, которые, имея законную силу, регулируют отношения монарха и парламента, а также многие парламентские процедуры, полномочия суда по совершенствованию законодательства. В Великобритании неписаные обычаи занимают важное место, по сравнению со многими другими странами. Основные права граждан нередко там определяется не законом, а обычаем, в соответствии с которым граждане имеют право делать все, что прямо не запрещено правовыми предписаниями.

Таким образом, такие социальные нормы, как нормы права и нормы обычаев тесно связаны друг с другом, и обычаи, которые исторически появились намного раньше законов, нередко выступают в качестве источников права.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Законы обязаны своей силой нравам» - Гельвеций
  • «Общие принципы права должны применяться в первую очередь» - римское изречение
  • «Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает» - В. Швебель
  • «Сущность права состоит в равновесии двух интересов: личной свободы и общего блага» - Соловьев