«Законы обязаны своей силой нравам» - Гельвеций


К.А. Гельвеций, поднимая проблему взаимосвязи правовых и моральных норм, утверждал, что «законы обязаны своей силой нравам».

С высказыванием К.А. Гельвеция нельзя не согласиться. Нравы – это относительно устойчивые и считающиеся общепринятыми массовые способы поведения, преобладающие в обществе и регулирующие общественные отношения. Нравами можно назвать обычаи, устоявшиеся общественные привычки, имеющие нравственную ценность и поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Под законом в свою очередь понимается принимающийся компетентными органами государственной власти нормативно-правовой акт, регулирующий общественную жизнь. В современном обществе наибольшую ценность представляют именно законы, поскольку они, являясь видом нормы права, относятся к формальным социальным нормам, которые закреплены письменно. Однако раньше законов, которые появились с возникновением и развитием государства, произошли обычаи и нравы, которые наблюдались даже в первобытном обществе. На основе нравов появились многие законы, обычаи нередко являются источником закона. Принятые государством законы отражают в себе моральные ценности общества.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни. В соответствии со статьей 20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь. Согласно 1 пункту 105 статьи «Уголовного Кодекса Российской Федерации», человек, совершивший убийство должен понести наказание: «Убийство <…> наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового». Такая правовая норма появилась неслучайно. Она восходит к принципу «Не убий», который относится к десяти заповедям, содержащихся в Пятикнижии. Данный принцип существовал еще до зарождения государства, следовательно, до появления законов. Обычай «Не убий» стал источником права.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из истории. Первым и главным источником права в Древней Руси считается «Русская Правда». «Древнейшая Правда» (или «Правда Ярослава»), созданная Ярославом Мудрым, которая впоследствии эволюционировала в «Русскую Правду», содержала 18 статей, связанных с уголовным правом. В древнерусском своде законов и судебных норм были отражены наказания, которые был должен нести человек за бесправное убийство, за побои, за укрывательство, за езду на чужом коне без спроса, за порчу чужого имущества и др. В основе древнерусского законодательства находились обычаи. Так, в «Правде Ярослава» был отражен древнейший принцип кровной мести, характерный еще родоплеменному строю: у древнерусских людей было право на кровную месть за убийство родственников (брат за брата, сын за отца, отец за сына, племяннику за дядю и тетю).

Таким образом, появившиеся еще до возникновения государства и до разработки первых законов нормы нередко становились источниками права, правовые нормы родились из моральных и нравственных принципов.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Лучшие законы рождаются из обычаев» - Жубер
  • «Общие принципы права должны применяться в первую очередь» - римское изречение
  • «Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает» - В. Швебель
  • «Сущность права состоит в равновесии двух интересов: личной свободы и общего блага» - Соловьев