«Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает» - В. Швебель


В. Швебель, рассуждая о злодеяниях, утверждал, что любое их них имеет собственную мораль, оправдывающую это злодеяние.

С высказыванием В. Швебеля можно согласиться. Злодеяние в рамках правоведения принято называть правонарушением, под которым понимается деяние, противоречащее нормам права, то есть формально определенным правилам поведения, установленным и обеспечиваемым государством. Для рассмотрения и разрешения дел предназначены судебные разбирательства, общими условиями которых являются закрепленные законом правила, отражающие наиболее характерные черты данной стадии процесса и обеспечивающие реализацию в ней принципов судопроизводства. В ходе судебного разбирательства устанавливается мотив преступления, что является необходимым условием для правильной квалификации содеянного виновным. Мотивом преступления считаются обусловленные внутренними интересами и потребностями внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление. Допрашиваемые подозреваемые нередко аргументируют свои злодеяния собственными моральными и нравственными принципами, в соответствии с которыми они не могли поступить иначе. Однако мораль отдельного человека не всегда соответствует закону.


В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» внимание уделяется преступлению, совершенному главным героем Родионом Романовичем Раскольниковым, состоявшем в спланированном убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны и непреднамеренном убийстве ее беременной сестры Лизаветы Ивановны. Автор показывает, что наталкивает Раскольникова на совершение преступления созданная им теория о «право имеющих» и «тварях дрожащих», согласно которой люди делятся на два разряда: тех, кто имеет право переступать через кровь ради достижения общего благополучия, и тех, кто должен смириться со своей ролью «строительного материала». Перед решением пойти на убийство старухи-процентщицы Раскольников, называя ее «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонкой, никому не нужной и, напротив, всем вредной», рассуждает о том, что если ее убить и взять ее деньги, то можно с их помощью принести пользу «всему человечеству и общему делу». Ф.М. Достоевский показывает, что Раскольников, идя на преступление, руководствовался собственной моралью, которая оправдывала убийство «никому не нужной» и «вредной» старухи-процентщицы.

Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из истории. В США довольно долгое время (XIX – первая половина XX вв.) существовало линчевание или так называемый суд Линча, под которым подразумевается убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия, обычно уличной толпой. По сути линчеватели, также как и их жертвы, совершали правонарушения, убивая других людей. Однако они руководствовались якобы благими целями: вершили правосудие, добивались общественной справедливости, обеспечивали общественный порядок и безопасность.

Таким образом, у всех людей, совершающих правонарушения, есть собственные мотивы, которыми они оправдывают злодеяние.




Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Лучшие законы рождаются из обычаев» - Жубер
  • «Законы обязаны своей силой нравам» - Гельвеций
  • «Общие принципы права должны применяться в первую очередь» - римское изречение
  • «Сущность права состоит в равновесии двух интересов: личной свободы и общего блага» - Соловьев