«Нет человеческой души, которая выдержит искушения властью» (Платон)
Платон утверждает, что в мире нет ни одного человека, который смог бы выдержать искушение властью.
С данным высказыванием сложно не согласиться. Власть, то есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств способствует тому, что человек чувствует себя настоящим властителем, которому абсолютно все дозволено. Приобретение власти часто является началом изменения внутренних качеств человека. Человек, находящийся у власти, очень часто пытается воспользоваться своим положением и добиться личных целей, которые могут при этом противоречить правам и свободам других людей.
В подтверждение данной позиции приведем пример из истории. В 1971 году в стенах Стэнфордского университета был проведен психологический эксперимент, в ходе которого испытуемые, которым дали возможность стать надзирателями в тюрьме, стали стремиться показать окружающим свою власть. «Охранники» не смогли выдержать испытание властью. Они стали применять насилие к людям, которые выполняли в эксперименте роль тюремных заключенных. Если бы люди, которые получили роль тюремных надзирателей, получили бы власть в реальной жизни, то однозначно бы постарались сохранить эту власть в собственных руках. Стэнфордский эксперимент показывает, что человек, получивший в свои руки власть, меняется и пытается использовать свое положение для реализации собственных целей.
Еще одним аргументом является пример из художественного произведения зарубежной литературы. Д. Оруэлл в своей повести «Скотный двор» под животными, которые являются основными действующими лицами, подразумевает человека. На это указывает то, что в финале произведения уже неизвестно, где находятся люди, а где – свиньи. На протяжении всего повествования Д. Оруэлл показывает, как некоторые животные от благих намерений переходят к достижению собственных корыстных целей. Свергнув человека, животные хотели быть свободными. Они провозгласили принцип равенства всех животных. Все стало постепенно меняться, когда две свиньи Цицерон и Наполеон решили стать во главе всех животных. Первоначально цели у них были благими, направленными на счастливую жизнь всех животных. Вскоре Цицерон и Наполеон не могли найти общего мнения, поэтому Наполеон сделал так, чтобы Цицерон сбежал. Наполеон, получивший власть в свои руки, теперь делал все, чтобы добиваться того, что ему хочется. Он ущемлял права других животных, не давал им высказывать свое мнение, убивал, если кто-то совершал поступки, которые могли подорвать его власть. Д. Оруэлл показывает, что тот, кто приходит к власти, рано или поздно начинает думать не о других, а лишь о самом себе.
На основании приведенных теоретических положений и фактического материала можно сделать вывод о том, что власть очень часто портит человека, меняет его к худшему. Получивший в свои руки власть человек старается по максимуму использовать свое новое положение.