«Полностью универсальная рабочая сила в условиях большого разнообразия труда неэффективна» - Гродский
В.С. Гродский, поднимая проблему разделения труда, утверждал, что универсальная рабочая сила является неэффективной в условиях большого разнообразия труда.
С высказыванием В.С. Гродского нельзя не согласиться. Под рабочей силой можно понимать людей, обладающих физическими и умственными возможностями и навыками, позволяющими выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции. Труд – это процесс производства. Труд отличается своим многообразием: даже в одной сфере труда необходимы разные навыки и возможности. Не всегда люди, работающие на одном предприятии, могут выполнять работу друг друга. Работники обладают неравными способностями к различным видам трудовой деятельности. Каждый работник должен быть занят собственной деятельностью, в которой он является специалистом и с которой он справляется лучше всего. Многообразие труда требует разделения труда, под которым понимается разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками. Продукция, созданная человеком, который умеет «все и понемногу», будет менее качественна, чем продукция, созданная человеком, хорошо выполняющим именно данную работу, которой он уделяет все свое время. Разделение труда, при котором каждый работник занимает положенное ему место, ведет к повышению производительности труда, что приводит к развитию бизнеса.
В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. В 1802 году Александром I был издан манифест «Об учреждении министерств», согласно которому утверждалось восемь министерств: морских сил, военных и сухопутных сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства пришли на смену многочисленных коллегий, которые нередко подменяли друг друга и которые иногда имели одну и ту же функцию. Универсальность не помогала, а, наоборот, доставляла некоторые проблемы. После издания манифеста каждое министерство занималось собственной деятельностью, имея знания и навыки именно в этой сфере.
Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» образ Акакия Акакиевича Башмачкина раскрывается через характеристику «вечный титулярный советник». За все время, которое Башмачкин провел на службе, он занимался одной и той же деятельностью: переписыванием бумаг. Акакию Акакиевичу действительно нравилось то, чем он занимался, бумаги для переписывания он нередко брал домой. Интерес Башмачкина к переписыванию бумаг и навыки, которые он на протяжении долгих лет совершенствовал, помогли ему качественно выполнять свою работу. Когда же Башмачкину «приказали дать что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье» («переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье»), он не смог качественно справиться с этой задачей, поскольку он не имел необходимых навыков. Если бы Башмачкин продолжил бы новое дело, то для департамента это было бы не эффективно.
Таким образом, труд намного эффективен при его разделении, когда каждый работник занят собственным делом, имея обширные знания и навыки исключительно в этой сфере.