«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человеки» (А. Пьерон)


А. Пьерон утверждает, что родившийся ребенок не является человеком в глубоком понимании этого слова, он лишь кандидат в человека.

С А. Пьероном можно согласиться. Известно, что человек имеет как биологические, так и социальные признаки. При рождении у ребенка есть только биологические признаки, поэтому его нельзя назвать человеком с точки зрения социологии. Признаки человека как социального существа появляются только тогда, когда ребенок оказывается внутри общества, что позволяет начаться процессу социализации. Без этого процесса ребенок не сможет стать личностью. Он останется лишь индивидом, то есть одним из многочисленных представителей человеческого рода. Каждый ребенок оказывается перед выбором (который, к слову, от него не зависит, а зависит от родителей): остаться индивидом или постепенно становиться личностью. Если выражаться метафорично, как это сделал А. Пьерон, то ребенок действительно является только кандидатом в люди, и он может либо стать человеком (рассматриваем понятие как биосоциальное существо), либо остаться этим кандидатом.


В пример к вышесказанному приведем случай, произошедший в 1920 году. В Индии были найдены две девочки, которые жили рядом с волками. Этих девочек назвали Камалой (восемь лет) и Амалой (полтора года). Они ходили на четвереньках, не умели есть по-человечески и стоять на двух ногах. Все движения маленьких девочек были волчьими, у них даже были инстинкты и способности волков. Когда девочек переместили из волчьей стаи в общество людей, они долго не могли привыкнуть. Все это время они были только «кандидатами в человеки». Маленькая Амала так и не смогла справиться с тем, что оказалась в незнакомой обстановке, и умерла, так и не став человеком в привычном понимании этого слова. Камала со временем стала понимать некоторые человеческие действия, однако она все еще оставалась «кандидатом». Все же Камалу можно с натяжкой назвать человеком, так как она научилась стоять, разговаривать и понимать человеческое общество. Пример Амалы и Камалы, которые все детство были только «кандидатами в человеки», показывает, что ребенок может остаться индивидом, а может встать на путь становления личности.

Другой пример можно привести из литературы. Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» особое внимание уделяет образу Митрофанушки. Несмотря на то что ему уже пятнадцать лет, он все еще является лишь «кандидатом в человеки». Он имеет лишь минимальные признаки человека как социального существа. Митрофан находится в обществе и умеет разговаривать. Однако он думает только о себе, не обращая внимания на чувства других людей. Он не знает, что такое нравственные ценности. Процесс социализации проходит весьма сложно, так как Митрофанушка не хочет учиться, а ко всем окружающим людям относится пренебрежительно. Финал комедии, в котором описывается, как Митрофан, считающий себе правым во всем, говорит матери, что она надоела ему, говорит о том, что Митрофанушка так и останется «кандидатом», не став настоящим человеком.

Таким образом, при рождении, а в некоторых случаях и во взрослой жизни человек может оставаться лишь «кандидатом в человеки», но не самим человеком.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах)
  • «Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост» (И. Гете)
  • «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать саму себя» (В. Шукшин)
  • «Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать» (С. Лем)