«Семейные отношения активно включены во все ключевые социальные и экономические отношения» - Крашенинников
П.А. Крашенников, рассуждая о семейных отношениях, утверждал, что они «активно включены во все ключевые социальные и экономические отношения».
С высказыванием П.А. Крашенникова нельзя не согласиться. Из курса обществознания известно, что семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Так как семья является социальной группой и институтом социализации личности, семейные отношения тесно связаны с общественными отношениями в целом. Семья является одним из первичных институтов социализации, с помощью которого происходит становление личности ребенка. Как социальная группа семья удовлетворяет общественную потребность в воспроизводстве населения. Формы и функции семьи находятся в зависимости от общественных отношений, а существование семьи обусловлено общественными потребностями. Кроме того, семейные функции находятся в зависимости от социально-экономических общественных условий, меняясь вместе с ними. Семья выполняет хозяйственно-экономическую функцию, то есть обеспечивает прочные экономические связи между членами своей семьи.
О том, что семейные отношения связаны с экономическими и социальными условиями, говорит сравнение современного общества с обществом прошлого. Если раньше жена традиционно занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, а экономическую самостоятельность семьи обеспечивал муж, то сейчас такой ситуации не наблюдается, поскольку в экономическом обеспечении семьи теперь принимают участие и муж, и жена, которые также поровну занимаются бытом и воспитанием детей.
Доказать справедливость высказывания П.А. Крашенникова можно, проанализировав рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Внесценическим образом является мать центрального персонажа, учившегося в пятом классе. Автор особое внимание уделяет семье мальчика, в которую входили его мама, младшие братья и сестры. Будучи социальной группой, семья главного героя удовлетворила общественную потребность в воспроизводстве населения, учитывая то, что временем действия было время после войны, отнявшей у советского народа большое количество населения. Это доказывает взаимосвязь семейных отношений и общественных потребностей. Так как в послевоенные времена обществу было тяжело в экономическом плане, основной функцией мамы главного героя как единственного родителя было сохранении жизни и здоровья детей. Прежде всего, маму мальчика заботило то, как питается ее сын и не голодает ли он, находясь в другом городе. Именно поэтому мама главного героя нередко отправляла ему посылки с едой. Кроме выполнения репродуктивной и хозяйственно-экономической функций, семья рассказчика выполняла роль института социализации. Мама могла оставить ребенка рядом с собой для удобства экономического обеспечения, однако из-за отсутствия в городе средней школы ей пришлось отправить его в другой город, чтобы он смог там отучиться.
Таким образом, семейные отношения действительно связаны со всеми социальными и экономическими отношениями.