«Собственность – это кража» - Прудон
П.Ж. Прудон, отстаивая идею коллективной собственности, отрицал необходимость частной собственности, называя ее «кражей».
С фразой «Собственность – это кража» можно согласиться частично. Все зависит от пространственно-временных рамок. Собственность – это исторически развивающиеся общественные отношения по поводу присвоения и распределения, описывающие принадлежность субъекту, у которого есть права на владение, пользование и распоряжения объектом собственности. Получается, что собственность появилась в результате того, что кто-то решил что-то себе присвоить в личное пользование, отобрав тем самым у общества возможность пользоваться этим. В прошлом право собственности, которым обладали далеко не все люди, было одним их характерным признаков социального неравенства.
Однако, если собственность в прошлом можно назвать «кражей» у общества, то в современном мире ее нельзя считать «кражей» по законодательству. Под собственностью в современном понимании этого слова можно понимать юридическое право, выражающееся в отношении владельца к объекту собственности и предполагающее возможность собственника владения, использования и распоряжении собственностью. Собственность в современности является одним из социальных лифтов, с помощью которых люди перемещаются из одного социального слоя в другой.
В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из литературы. В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» показано, что главный герой получает в наследство от покойного дяди поместье. «Полный двор услуги», который встретил Евгений Онегин, приехав к покойному дяде, и образ ключницы, то есть слуги, ведающей продовольственными запасами имения и дома, хранителя ключей, говорят о том, что дядя Онегина жил за счет чужого труда. Однако слуги не имели возможности пользоваться поместьем в собственных интересах, поскольку оно находилось в собственности дяди Онегина. И после его смерти поместье получили не те люди, которые трудились в нем, а Евгений Онегин, по той лишь причине, что он имел дворянское происхождение. Владение собственностью определенным кругом лиц подчеркивает социальное неравенство, царствующее в то время.
Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из общественной жизни. В соответствии с 225 статьей «Гражданского Кодекса РФ», при определенных условиях гражданин может приобрести право собственности на бесхозяйные движимые вещи, к которым относятся находки, клад, безнадзорные животные и вещи, от которых отказался собственник. Чтобы приобрести право собственности на бесхозные недвижимые вещи, нужно отдать их на учет специальным органам и по истечению года подать в суд требование о признании права на эту вещь. Получается, что человек, получивший в собственность бесхозяйные вещи, не занимается кражей, а законно становится владельцем вещей, от которых отказались.
Таким образом, с точки зрения современного общества назвать получение собственности кражей, как это сделал П.Ж. Прудон, не совсем правильно: если в прошлом соотнести с кражей еще можно, поскольку присвоившие люди отбирали возможность пользования у общества, то в современном обществе получение собственности совершенно законно, следовательно, кражей не является.