«Свобода состоит не в том, чтобы в государстве никогда не возникали неудовольствия и жалобы, а в том, чтобы они свободно выслушивались, серьезно обсуждались и быстро устранялись» - Мильтон


Дж. Мильтон, рассуждая о сущности политической свободы, утверждал, что она состоит не в отсутствии неудовольствий и жалоб в государстве, а в свободном выслушивании, серьезном обсуждении и быстром устранении этих неудовольствий и жалоб со стороны властей.

С высказыванием Дж. Мильтона нельзя не согласиться. Политическая свобода – это возможность человека действовать самостоятельно и независимо, без вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии. Основным признаком государственной власти является легитимность – добровольное признание государственной власти населением, его готовность подчиняться власти. Так как абсолютно идеальных государств не существует, в любом государстве были, есть и будут жалобы и неудовольствия со стороны граждан. Политическая свобода предполагает имение возможности сказать представителям власти о существующих в обществе проблемах, обладание правом принимать участие в политической области и имение возможности повлиять на решения правительства. Только в этом случае можно говорить о наличии свободы в государстве.


В качестве факта, который бы подтверждал данную точку зрения, приведем пример из литературы. В повести Дж. Оруэлла «Скотный двор» показаны результаты восстания животных против хозяина-человека, которые первоначально имели благую цель: избавиться от зависимости от человека и получить свободу. Однако свинья Наполеон, захватив всю власть, начал переделывать те заповеди, которые были приняты всеми животными с установлением новой власти. Жалоб и неудовольствий на скотном дворе не было, поскольку некоторые животные не осознали царствующую несправедливость, а другие – видели происходящие в общественной жизни изменения, но боялись сказать что-то против них. Те же, кто высказывал какие-то недовольства, становились врагами Наполеона и, следовательно, врагами всех животных, и должны были понести наказание. Отсутствие неудовольствий и жалоб на скотном дворе не говорит о свободе. Наоборот, животные были совершенно несвободны, так как они жили в соответствии с теми заповедями, которые были направлены на защиту интересов только Наполеона и приближенных ему свиней. Со временем принцип «Все животные равны» превратился во «Все животные равны, но некоторые животные равнее», что подчеркивает несвободу животных.

Вторым подтверждающим позицию фактом является пример из общественной жизни современного общества. Согласно докладу ООН от 2018 году, страной с самым высоким в мире уровнем жизни стала Норвегия. Такой показатель неслучаен: именно Норвегия занимает первое место по индексу демократии. Власть народа ярко видна через часто проводимые референдумы, где свое мнение могут высказать все граждане, большинство из которых действительно принимают участие в референдумах и выборах. Даже вхождение и невхождение в состав Европейского союза обсуждалось населением на референдумах, в результате которых было принято оставаться вне Европейского союза. Норвегию не характеризует отсутствие недовольств и вопросов к обсуждению, однако государство является свободным, поскольку жалобы рассматриваются представителями власти.

Таким образом, граждане обладают свободой не в том случае, когда в государстве отсутствуют неудовольствия и жалобы, а тогда, когда они имеют возможность их высказывать и обсуждать, а также принимать участие в решении проблем.





Понравилось эссе? А вот еще:

  • «Демократия - это в первую очередь система согласования общественных интересов» - Кынев
  • «Авторитаризм - это пренебрежение законами. А демократия - это исполнение законов» - Путин
  • «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти» - Смит
  • «Совершенно несправедливо винить демократию за политические недостатки демократического государства. Правильнее было бы обвинить в этом самих себя, то есть граждан демократического государства» - Поппер