«Золотой век был тогда, когда золото не властвовало» - Лезе-Марнезиа
К.Ф. Лезе-Марнезиа, поднимая проблему господствующего положения денег в общественной жизни, утверждал: «Золотой век был тогда, когда золото не властвовало». Здесь выражается мысль о том, что общественная жизнь была хороша, когда люди не воспринимали деньги как главное в жизни.
С высказыванием К.Ф. Лезе-Марнезиа нельзя не согласиться. Деньги, которые автор метафорично называет «золотом», – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Под метафоричным образом «золотого века» понимается лучшее, беззаботное, счастливое время, являющееся наилучшим для людей возможностей. Товарно-денежные отношения, под которыми понимаются общественные отношения, возникающие между людьми в процессе производства и реализации товаров, родили особое отношение человека к деньгам, поскольку с их помощью можно удовлетворить многие человеческие потребности.
В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из истории. Крепостная система предполагала власть над крестьянами, которых могли обменивать, дарить, закладывать, облагать сборами и даже продавать. Обычные люди стали предметом купли-продажи у таких же людей. Во времена императрицы Анны крепостной покупался за 40-50 рублей, во время правления Екатерины II – за 100 рублей, крепостной стоил приблизительно как молодая лошадь. Во время крепостного права в газетах печатались объявления о продаже крепостных, существовали «черные» рынки, где продавались крестьяне. Император Александр I запретил печатание объявлений о продаже крепостных без земли, однако «продавцы» стали обходить данный запрет, заменяя слово «продажа» словом «наем». В 1841 году императором Николаем I был издан указ о полном запрете продажи крепостных оптом и в розницу, разрешалось продавать только села с землей и людьми. Однако и этот закон обходили «продавцы», зарабатывающие на продаже крепостных. Продажа людей продолжалась до отмены крепостного права в 1861 году. Общество, в котором люди, желая получить прибыль в виде денег, продавали таких же людей, никак нельзя назвать лучшим и счастливым.
Еще одним подтверждающим позицию фактом является пример из литературы. В повести Н.В. Гоголя «Портрет» показана губительная сила денег, занимающих в жизни общества господствующее положение. Главный герой Чартков, будучи «художником с талантом, пророчившим многое», мечтал о деньгах, рисуя в своем воображении «участь богача-живописца». Получив мистическим образом крупную сумму, Чартков теряет рассудок: он стремится с помощью полученных 1000 червонных обрести все то, чем раньше он «любовался издали, глотая слюнки». Деньги, которые Чартков мог использовать для развития таланта, в итоге став «славным художником», погубили его талант: став «модным живописцем», он предал истинное искусство. Н.В. Гоголь показывает, что общество, в котором люди продают собственный талант и ради денег предают искусство, не может считать благополучным и счастливым, его можно назвать лишь духовно мертвым.
Таким образом, особое внимание к деньгам, ради которых люди были готовы пойти на все, не может быть характеристикой лучших времен человечества.