«Клоп» - краткое содержание (пересказ)

Феерическая комедия «Клоп» написана в 1928 году. В ней Маяковский обличает обывательство, мещанство и приспособленчество. Краткое содержание пьесы Маяковского «Клоп» передает идею и сюжет произведения, будет полезным для работы над сочинением и читательским дневником.



Главные герои

Иван Присыпкин - бывший рабочий, он же Пьер Скрипкин.

Второстепенные персонажи

Зоя Березкина - возлюбленная Присыпкина.

Эльзевира Ренессанс - невеста Скрипкина, маникюрша.

Розалия Павловна - владелица парикмахерской, мать невесты.

Олег Баян – распорядитель на свадьбе, бывший домовладелец.

Профессор – учёный, работающий в институте воскрешения.

Директор зоосада – человек, предоставивший клетку Присыпкину и клопу.

Краткое содержание (по главам)

Картина 1

Вертящаяся дверь в универмаге находится в постоянном движении, люди входят с пустыми руками, выходят с пакетами. Перед универмагом расхаживают лотошники, предлагают пуговицы, кукол, яблоки, точильные камни, клей, галантерею, селёдку.

Появляются Присыпкин, Розалия Павловна, Баян. Они покупают продукты к свадьбе и общаются между собой. Присыпкин между прочим упоминает, что в его новой «красной семье» не будет никакого мещанства, он «человек с крупными запросами». Розалия Павловна успевает торговаться с продавцами, аргументируя свои претензии тем, что будет отстаивать свои «гражданские права» в советской общественной кооперации.

Присыпкин объясняет Баяну, что за свои деньги он хочет получить красную свадьбу и не слышать ни о каких богах. Баян доводит его идею до крайности. Их разговор подслушала Зоя Березкина, бывшая девушка Присыпкина. Новоявленный жених объясняет, что он любит другую, поизящней, постройней и поизысканней. Зоя хватает его за рукав, но он грозит ей милицией.

Появляется Розалия Павловна, уставшая торговаться, и заявляет, что советская власть загонит ее в могилу.

Картина 2

В общежитии все заняты делом: Изобретатель чертит, Очкастый читает книгу. Босой парень не может найти свои сапоги, уборщик объясняет, что их надел Присыпкин, но вечером обещал вернуть. Молодой рабочий говорит, что у Присыпкина появились ленточки, баночки Тэжэ, галстуки. Он думать перестал теперь, головой боится шевельнуть. Уборщик находит на столе визитки Присыпкина, читает и заливается хохотом: на карточках написано «Пьер Скрипкин». Изобретатель замечает, что это «не фамилия, а романс».

Появляется Присыпкин в лакированных туфлях, отдаёт стоптанные сапоги Босому. Вокруг Скрипкина крутится Баян с покупками, рассказывая о его нежной душе, предлагая порепетировать свадебный танец, он дает ему уроки светского этикета. В своих комплиментах свадебный распорядитель доходит до того, что Скрипкин будет покорять Европу красотой телодвижений. Товарищи пытаются вразумить Присыпкина, но он грубо отвечает им, что «за хорошую жизнь боролся» и теперь пролетариат «своим благоустройством возвышает».

Раздается пистолетный выстрел, кто-то кричит, что нужно вызвать скорую, застрелилась Зоя Березкина из-за измены Присыпкина. Слесарь вышвыривает «бывшего рабочего» за дверь.

Картина 3

Парикмахерская. Все готовы праздновать свадьбу, но Скрипкин собирается жениться «в организованном порядке» и ждёт почётных гостей. Товарищ Лассальченко передал, что прийти не сможет, партдень у него, Присыпкин объявил свадьбу открытой.

Баян продолжает каламбурить, упоминая, что рад наблюдать «изящное завершение» борьбы товарища Скрипкина. Он иронически замечает, что на этом нелегком пути жених потерял партийный билет, но «приобрел много билетов государственного займа». Браком сочетаются «великий труд с поверженным, но очаровательным капиталом».

Выпив, гости переругались, передрались и уронили невесту на горящую печь. Легкое свадебное платье воспламенилось, парикмахерская сгорела вместе с людьми.

Картина 4

Пожарные потушили огонь и нашли трупы, недосчитались только одного, решив, что он «сгорел по мелочам».


Картина 5

В огромном зале возятся два механика, они готовят аппаратуру для голосования, вокруг мигают разноцветные лампочки.

Раздается голос председателя института человеческих воскрешений, который сообщает, что в Тамбове в подвале на глубине семи метров обнаружили замороженного человека. На повестке вопрос: размораживать или не размораживать находку. Проголосовали за то, чтобы воскресить.

Картина 6

Действие переносится в институт воскрешений, где профессор разговаривает со своей пожилой ассистенткой, в которой угадываются черты Зои Березкиной. Женщина просит не размораживать найденного человека, иначе опять начнется буза. Ученый находит в словаре значение этого устаревшего слова, означающего деятельность, мешающую другой деятельности. Зоя заметила, что как раз деятельность замерзшего чуть не стоила ей жизни. Профессор удивился, что ее могло толкнуть на самоубийство. Выяснилось, что это любовь.

Березкина попросила профессора освободить ее от участия в этой операции, но ее помощь просто необходима. Она знает размораживаемого субъекта и может облегчить процесс преодоления пятидесяти анабиозных лет. Профессор задает ей разные вопросы о жизни Присыпкина, но Зоя не помнит и не хочет вспоминать то, что было много лет назад.

После того, как включили аппаратуру, субъект порозовел, грудь завибрировала, дыхание выровнялось, все жизненные функции восстановились. Присыпкин встал, удивленно огляделся и спросил, где он находится. Ему объяснили, что его разморозили. Присыпкин поинтересовался у Березкиной, не приходится ли она матерью Зои. Ничего не понимая, он в панике мечется и прижимается к двери спиной. С его воротника на дверь переполз клоп, увидев которого, пациент очень обрадовался. Клоп оказался для него самым родным существом в мире будущего.

Картина 7

В сквере репортер рассказывает ужасную историю. Присыпкина предоставили самому себе, и он выучил всех собак стоять на задних лапах. Мимо них проходит шатающийся человек с бутылками пива. Репортер объясняет, что это один из 175 рабочих медицинской лаборатории. Присыпкин для облегчения переходного состояния целыми днями пьет пиво. За это время сменили уже третью партию рабочих, 520 лежат в больнице с похмельным синдромом. Присыпкин всех сбивает с правильного пути.

Мимо проходит, пританцовывая, девушка с томиком стихов в руках. Она живет рядом с бешеным млекопитающим, каковым считают Присыпкина, слушает гитарное рокотание и стала сходить с ума. Эпидемия распространяется.

Вбегает директор зоосада, за которым следует толпа с подзорными трубами, фотоаппаратами, пожарными лестницами. Они нашли клопа, поставили засаду, поймали его и посадили в стеклянный ларец.

Картина 8

В комнате с современным дизайном на кровати лежит Присыпкин и стонет. В комнате беспорядок, сам жилец грязный, неухоженный. Врач мечется по комнате и жалуется на запах перегара, исходящий от пациента. Больной умоляет дать ему опохмелиться, врач наливает пиво и подает ему стакан. Присыпкин выпивает и жалуется на жизнь, просит заморозить его обратно. Врач объясняет, что этого ему никто не позволит сделать, жизнь человека принадлежит обществу, сам он не вправе распоряжаться ей.

Зоя приносит книги Муссолини и Хувера, написанные в начале века, стихов, как заказывал Присыпкин, она найти не смогла. Тот сетует, что зря они боролись, если теперь нельзя ни петь, ни танцевать, ни стихи читать. Слушая его, Березкина обрадовалась, что не умерла в молодости из-за такой мрази и прожила хорошую жизнь без него.

Картина 9

В зоосаде на пьедестале расположена клетка, задрапированная материями и флагами. Звучит музыка, собираются зрители, корреспонденты; распорядители расставляют подошедших. Наконец, прибыл председатель и его ближайшие помощники, под аплодисменты они проходят на трибуну. Председатель объявил об открытии мероприятия и произнес речь о паразитах, которые появились в городе. Их появление напомнило о прошлых трудностях человечества, но теперь опасность миновала.

Директор зоосада рассказал о последних событиях. Во-первых, он объяснил, что профессор, увидев трудовые мозоли, одежду замерзшего существа, отнёс его к высшему виду «гомо сапиенс» рабочему классу, но он ошибся.

Вторая новость директора была о новом питомце зоосада. Это клоп, и его нужно было чем-то кормить, тогда директор дал объявление, что ищет человеческое тело «для постоянных обкусываний», чтобы насекомое содержалось в привычных условиях. На его зов явилось существо, внешне похожее на человека. Директор провел тесты и убедился, что имеет дело с «человекообразным симулянтом», «поразительным паразитом». Теперь насекомое «клопус нормалис» и человекообразное существо «обывателиус вульгарис» находятся в одной клетке.

С клетки сняли занавес, и зрители увидели лежащего на кровати Присыпкина с гитарой. Вокруг него валялись бутылки, стояли плавательные урны. На стенах клетки развешены предупреждения для посетителей: «Осторожно – плюется!», «Без доклада не входить!», «Берегите уши – оно выражается!».

Директор пригласил посетителей подойти поближе к клетке, чтобы увидеть существо. Затем он одел перчатки и за руку вывел Скрипкина из клетки. Увидев людей, Скрипкин обрадовался и закричал: «Граждане! Братцы! Когда же вас разморозили? Чего ж я один в клетке? Пожалуйте ко мне!».

Гости в ужасе, служители уводят Скрипкина, директор извиняется.




Краткие содержания произведений Маяковского В.В.

  • «Облако в штанах»
  • «Про это»