«Мишкина каша» - краткое содержание для читательского дневника


«Мишкина каша» Н.Н. Носова — это история о двух мальчиках, оставленных на два дня жить самостоятельно. История поучительна, показывает, как самонадеянность, невнимательность, неумение оставляют без пищи и могут стать причиной пожара.

Произведение написано в 1938 году, опубликовано в 1939-м. Жанр — рассказ, так как в объём небольшой, число действующих лиц ограничено, сюжетная линия одна: мальчики на даче пытаются прокормиться без мамы.

Тема рассказа — приобретение опыта детьми: от легкомыслия к осознанию ошибок.

Идея произведения - в любом деле требуются знания и опыт, поэтому детей с раннего возраста надо приучать к самостоятельности.

Проблематика.

1. Различие между уверенностью и самонадеянностью. Человек уверен, что сможет что-то сделать, когда у него есть опыт, а самонадеянным называют того, кто берётся за работу без знания и умения.

2. Невнимательность. Мишка не стал внимательно слушать объяснения Колиной мамы, как приготовить кашу, поэтому пришлось испытать много трудностей.

Основные герои произведения.

Рассказчик — мальчик младшего школьного возраста, повествователь, он более рассудительный, чем его друг, но тоже не лишён легкомыслия: понадеялся на Мишку и не слушал объяснения мамы.

Мишка — друг рассказчика, приехавший к нему на дачу, самоуверенный паренёк, с удалью берущийся варить кашу без всякого представления о процессе. Он по-детски несерьёзный, но деятельный, берущий инициативу в свои руки.

Мама — ответственная и заботливая женщина, которой по делам пришлось уехать в город и оставить мальчиков одних.

Тетя Наташа — соседка по даче, которая с сочувствием отнеслась к незадачливым кашеварам и накормила голодных ребят.


Сюжет произведения.

На дачу в гости к другу приезжает Мишка. Однажды маме друга потребовалось уехать в город на два дня. Она рассказала им, как варить кашу, но Мишка сказал, что он знает, ничего трудного, и толком не прислушивался к объяснениям. Рассказчик тоже пропустил наставления мимо ушей, так как понадеялся на Мишку.

На следующий день мальчики, оставшись одни, пошли на рыбалку. Там, за ловлей рыбы, они ели хлеб с вареньем — всё, что оставалось дома. Наловили десять пескарей всего и вернулись домой голодными. Вечером ребята затопили печь и взялись варить кашу. Мишка заполнил крупой всю кастрюлю, сверху добавил воды, и стали они ждать, когда каша поспеет.

Прошло какое-то время, и каша вдруг полезла из кастрюли, а вода исчезла. Пришлось крупу раскладывать по тарелкам. Воды в ведре уже не было, и Мишка отправился к колодцу, но утопил там ведро вместе с верёвкой. Скоро та же участь постигла чайник. Чуть не дошло дело до самовара, но решили ограничиться кружкой. Каша получилась на редкость невкусной, есть её было невозможно.

Вздумали они зажарить пескарей. Мишка их почистил, положил на сковородку, они без масла сразу прилипли. Друг напомнил, что без масла не жарят, Мишка налил, а сковородку прямо в печь на угли засунул, чтобы быстрее. Масло и вспыхнуло. Мишка вытащил сковородку, она пылает, залить нечем. Так масло и горело, пока всё не выгорело. От пескарей ничего не осталось. В доме смрадно и дымно.

Легли герои спать голодными. Утром пошли они к соседке тёте Наташе, рассказали про свою беду, пообещали огород прополоть, только бы помогла она им кашу сварить. Соседка их пожалела, напоила молоком, дала пирогов и завтракать посадила. Потом друзья достали из колодца ведро с чайником и взялись за сорняки — все выпололи. Это оказалось куда легче, чем кашу варить.

Чему учит произведение?

Рассказ учит не браться за то, что никогда не делал, не быть самонадеянным. А если нет другого выхода, то надо хотя бы внимательно выслушать советы знающего человека.

Отзыв о произведении.

Рассказ Носова «Мишкина каша» интересный и забавный, без всякого назидания приводит к пониманию, что везде нужна сноровка. Даже приготовление еды требует навыка.



Еще краткие содержания произведений Носова Н.Н.:

  • «Живая шляпа»
  • «Фантазеры»
  • «Телефон»
  • «Заплатка»