Мораль и анализ басни Крылова «Крестьянин и Лисица»

И.А. Крылов начал писать басни в 35 лет, будучи известным литератором. В них наиболее полно проявились талант и самобытность поэта. А.С. Пушкин отмечал у Крылова живописный способ выражаться, язык его басен впитал себя лучшее, что есть в народной речи. Образность, актуальность, важность тем, затронутых в баснях, обеспечивают их популярность уже несколько сотен лет. Произведение «Крестьянин и Лисица» служит ярким подтверждением этому.



Мораль басни Крылова «Крестьянин и Лисица»

Произведение говорит о таком пороке как воровство. Мораль басни заключается в последних строках. Крылов утверждает, что вора невозможно исправить. Даже если ему дать много денег, он будет продолжать воровать. Басня учит доверять поступкам, а не словам.

История создания басни Крылова «Крестьянин и Лисица»

Время написания басни определяется не позднее 1811 года. Впервые оно опубликовано в сборнике «Новые басни» в том же году.

В произведении использован оригинальный сюжет, оно иллюстрирует русскую пословицу «Дай вору хоть золотую гору – воровать не перестанет».

Композиция басни Крылова «Крестьянин и Лисица»

Басня имеет линейную композицию, события следуют в хронологической последовательности. В произведении нет экспозиции, оно начинается сразу с реплики Крестьянина, обращенной к Лисе. Мужик пытается пристыдить ее за то, что она ворует кур. Он удивляется, как Лисица не боится лишиться жизни, добывая, таким образом, себе пищу. Собеседница соглашается с Крестьянином и жалуется, как тяжело ей живется. Ей самой не нравится такое ремесло, но нужно кормить детей. Крестьянин находит способ для честного заработка, он предлагает Лисе быть сторожем в курятнике. Мужик мотивирует тем, что она знает все лисьи повадки и поможет ему сберечь кур. Лиса согласилась и первое время, действительно, честно исполняла свои обязанности. Она стала сытой, поправилась, но честный хлеб вскоре ей приелся. В одну ночку она передушила кур и была такова. Мораль Крылов выделил в отдельную часть и поместил после басни, в ней рассказчик подвел итог этой истории, по мнению автора, вора не исправить.

Образы Лисицы и мужика автор создает, не изменяя фольклорным традициям. Лиса обводит доверчивого крестьянина вокруг пальца, рассказывая ему жалостливые истории о своей жизни. Так же Лисы поступают и в русских народных сказках, они пользуются своим природным обаянием и умением находить слабые места жертвы. Отсутствие совести, раскаяния за содеянное помогает им обманывать, хитрить, из всего извлекать выгоду.

В словах автора о Лисе и ее службе звучит ирония, Он называет ее ласково «кумушка», службу же она «повершила» тем, что кур передушила. Развязка приводит к пониманию того, что воровство – это часть натуры, бывших воров не бывает. Кто привык поступать нечестно, того нельзя перевоспитать. Возможно, здесь содержится намек на казнокрадов, которые имея хорошее жалование, не могут не запустить руку в государственную казну.

Крестьянин в народных сказках является образцом трудолюбия, честности. Он проявляет находчивость и смекалку, не отвечает злом на зло. Таким мы видим его и в крыловской басне.


Герои басни Крылова «Крестьянин и Лисица»

Традиционно героями басен становятся люди низших сословий, представители флоры и фауны. В данной басне Крылов соблюдает традиции, здесь действуют два главных героя Крестьянин и Лисица. Их диалог является ключевым средством в раскрытии характеров персонажей. Реплика Крестьянина показывает доброго, порядочного, верующего человека. Лиса соглашается со словами кума, но у нее есть оправдания, она нуждается, у нее дети, и главное, ведь не одна она ворует, а раз так, то грех невелик.

Герои противопоставлены друг другу по основным чертам характера. Крестьянин – честный, доверчивый, трудолюбивый, Лиса – вороватая, хитрая, ленивая. Как это водится, преступник и жертва нашли друг друга. Добрый, работящий крестьянин привык добывать хлеб насущный своим трудом, воровство он считает позором, грехом. В то же время герой – отзывчивый человек и готов прийти на помощь оступившейся Лисице. Он жалеет ее, проникается сочувствием к ее проблемам. Крестьянин дает Лисе шанс исправиться, встать на честный путь, для этого создает ей все условия, обращается к ней по-родственному, называя ее «кумушка».

Лисица – хищница, она не может жить без добычи, воровство у неё в крови, она неискренна в разговоре с Крестьянином и не признается в своем пороке. Героиня жалуется на жизнь, говорит, что сама страдает от того, что приходится воровать, ведь в душе она кристально чиста. Лиса принимает помощь человека, который относится к ней по-доброму, но в этом она видит только голый расчет. Коварная, неблагодарная, расчетливая, она, в конце концов, обворовала своего благодетеля, передушив всех его кур.

Еще одним героем басни является рассказчик, который легко, с юмором повествует о Крестьянине и Лисице. Его юмор сродни народному, о героях он повествует как о старых добрых знакомых. В его словах звучит насмешка по отношению к Лисе и уважение к работящему мужику, который сам живет в достатке и помогает другим.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Крестьянин и Лисица»

Басня рассказывает о том, как крестьянин, желая помочь лисице, угодил в ее ловушку. Он дал ей работу, создал хорошие условия, а она его обокрала, ответив злом на его благодеяние.

Этой историей Крылов хочет сказать, что для вора важен сам процесс кражи. Как бы хорошо он ни жил, все равно будет воровать.

Воровство носит не только частный характер, оно стало социальным злом. Ситуация в басне аллегорична, под маской Лисы скрываются обычные воры и казнокрады. И во времена Крылова, и сейчас чиновники имеют хороший доход, но это их не останавливает, они все равно крадут, потому что у них нет совести, они не уважают законы. Человек честный, совестный, даже находясь в нужде, не возьмет чужого, а бессовестные люди даже при хорошей жизни никогда не упустят случая украсть.

Воровство, казнокрадство является большой проблемой в обществе. Крылов обличает этот порок и предупреждает, что Лисицам в человеческом обличье доверять нельзя.

Вывод

Басни Крылова поднимают злободневные темы и привлекают к ним внимание читателей. Уже несколько сот лет они остаются актуальными и доступными для понимания. Изменилась окружающая действительность, научно-технический прогресс продвинулся вперед, но люди остались теми же.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Муха и Пчела»
  • Анализ басни Крылова «Разбойник и Извозчик»
  • Анализ басни Крылова «Сокол и Червяк»
  • Анализ басни Крылова «Фортуна и Нищий»