Мораль и анализ басни Крылова «Муха и Пчела»

И.А. Крылов является самобытным и ярким представителем русской литературы. Главное место в творческом наследии писателя занимают басни, к которым он обратился в зрелом возрасте. Этому предшествовал большой подготовительный период, который Крылов посвятил журналистике, издательской деятельности, написанию прозаических и драматических произведений. Его жизненный и творческий опыт нашел отражение в баснях. «Муха и Пчела» иллюстрирует опыт Крылова, журналиста, драматурга и сатирика.



Мораль басни Крылова «Муха и Пчела»

Мораль басни выражает отношение к надоедливым людям, которые ведут себя фамильярно, везде суют свой нос. Они не отличаются ни тактом, ни пониманием, не имеют гордости, их выгоняют в одну дверь, но они тут же заходят в другую.

Басня говорит, что праздные, ленивые люди не заслуживают уважения, а труд дарит признание окружающих и радость жизни.

История создания басни Крылова «Муха и Пчела»

Произведение относится к позднему периоду творчества Крылова. Точная дата написания басни «Муха и Пчела» неизвестна, исследователи творчества поэта определяют ее примерно 1823 годом. Впервые оно было опубликовано в альманахе «Северные цветы» за 1825 год.

Композиция басни Крылова «Муха и Пчела»

Сюжет басни строится по традиционной структуре и начинается с завязки, которая знакомит читателя с главными героями. Дело происходит весной, Муха покачивается на тонком стебельке, Пчела собирает нектар с цветка.

Басня представляет собой диалог Мухи и Пчелы, каждая из героинь говорит своим языком. Муху отличает многословность, Пчела скупа на слова, она говорит коротко и по делу, тогда как ее собеседница, не торопясь, пустословит, расписывая свои приключения. В этом проявляется духовная пустота героини, в народе говорят, что пустая бочка пуще гремит.

Муха хвалится перед Пчелой, говоря о прелестях своей жизни, в которой нет места труду, она только и делает, что развлекается. Пчела отвечает, что знает об этом, а еще она слышала, что Муху гонят из всех домов. Ответ Пчелы является кульминацией басни, после которой наступает развязка. Муха ничуть не смущена и с легкостью замечает, что это не беда, выгонят в одно окно – она тут же влетает в другое.

В басне нет морали, выделенной в отдельную часть. Автор предлагает читателям сделать вывод самостоятельно. Он не морализирует, а наблюдает за героинями и позволяет читателям видеть этот миниатюрный спектакль, в котором характеры раскрываются через реплики действующих лиц.

Образы Мухи и Пчелы противопоставлены друг другу, что подчёркивает отрицательные качества первой и достоинства второй. Под образом Мухи угадываются многие праздно живущие дворяне, которые не отягощены делами службы и кочуют из одного дома в другой в поисках развлечений. Зачастую они не имеют ни гроша за душой и всем порядком надоели, бывает, что им отказывают от дома, тогда они идут в другой, ничуть не огорчаясь и не смущаясь.

Пчела – человек дела, ей претит образ жизни Мухи, ее «райское житье». Диалог построен так, что читатель не испытывает симпатий к Мухе. Рассказчик показывает ее назойливость, невоспитанность, нахальство, особенно когда речь идет о молодых красавицах.


Герои басни Крылова «Муха и Пчела»

В басне две главные героини Муха и Пчела, каждая из них имеет свой характер, который Крылов создает, используя свое мастерство драматурга.

Муха ленива, она признается Пчеле, что труд повергает ее в уныние. Автор говорит об этом, используя просторечное выражение «захирела». Дела героини ограничиваются балами и гостями. Муха тщеславна, кичится знакомствами со знатными людьми, гордиться, что пьет вино из хрустальных бокалов, ест с фарфора, в этом смысл всей ее жизни. Самолюбие героини ничуть не страдает из-за того, что ее гонят из некоторых домов, что при ее появлении морщатся. Муха не обращает внимания на эти мелочи, для неё такое отношение – пустяк, она не испытывает стыда. Если ее гонят в одно окно, то она, не стесняясь, залетает в другое. Бытовые детали помогают понять социальный характер героини, за частным случаем позволяют увидеть систему общественных отношений.

Героиню интересует только вещественный мир, ей важно, что она ест, из какой посуды, насколько высок чин того, с кем сидит за столом. Она не задумывается о духовных потребностях, ни одним словом не обмолвилась об искусстве, литературе, полезных занятиях.

Муха – отрицательный персонаж, антипод Пчелы. Она является аллегорией назойливых, праздных людей, которых не особенно уважают в обществе, а в приличных домах и вовсе не принимают. Их нахальство и бесстыдство отталкивают людей.

Пчела отличается от Мухи и является положительным персонажем. Ее жизнь составляет контраст с времяпрепровождением собеседницы. Она трудолюбива, умна, день-деньской занята сбором меда. Пчеле некогда попусту болтать, но она все же в курсе того, что происходит вокруг нее. Она знает, как относятся к Мухе в тех домах, где она любит проводить время. Несомненно, Пчелу там ценят больше, так как она не бездельничает, не надоедает, поставляет мед к столу.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Муха и Пчела»

Темой басни является жизнь Мухи, которая целыми днями развлекается и не имеет желания трудиться.

Противопоставление характеров главных героинь подчеркивает идейное содержание произведения. Крылов высмеивает праздность и бесстыдство, считая, что главное место в жизни человека занимает труд.

Автор поднимает эту проблему в своем произведении, подчёркивая ее живучесть в обществе. Гениальность в Крылова заключается в том, что он выделил в современном ему обществе главные недостатки, которые, как показало время, оказались неистребимыми.

Вывод

Басни Крылова по праву считаются народным достоянием, их совершенство, естественность, органичность делают их привычными и узнаваемыми. Писатель черпал вдохновение в русском языке, произведениях устного народного творчества. В его произведениях звучат голоса реальной русской жизни. Взаимодействие с народной культурой сделало басни доступными для простых людей, наполнило их национальным колоритом, в то же время творчество Крылова обогатило русский язык и русскую культуру. Народность басен позволила поэту создать космополитический басенный жанр.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Крестьянин и Лисица»
  • Анализ басни Крылова «Разбойник и Извозчик»
  • Анализ басни Крылова «Сокол и Червяк»
  • Анализ басни Крылова «Фортуна и Нищий»