Анализ главы «Поп» поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Глава «Поп» поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это важный структурный элемент произведения. Главный герой, сельский священник, доказывает крестьянам, что его нельзя считать счастливым человеком. А ведь именно попы, по мнению Луки, «… живут по-княжески, малина — не житьё».
Главная цель, которая стояла перед странниками — найти счастливого человека. Много версий выдвигают мужики, но приходят к решению, что только богатые, знатные люди могут быть счастливыми. Они сразу же исключают из списка бедняков, так как смысл счастья для них заключается прежде всего в сытости. Это понятно, потому что правдоискатели и есть представители бедного крестьянства, разутого и раздетого, голодного и босого. Об этом свидетельствуют говорящие названия деревень, из которых они родом.
И вот первая встреча на дороге. Поп, как ни странно, отнесся к вопросу серьезно и, задумавшись, начал рассуждать. Он выдвигает формулу, в которой заключено счастье, — это «покой, богатство, честь». А потом начинает оспаривать каждое понятие, доказывая свою правоту.
Покоя у попа быть не может, так как в любое время и при плохой погоде ему приходиться идти и отпевать умерших, крестить детей. Святой отец не знает сна и покоя. К тому же ежедневно видеть страдания больных и умирающих, очень тяжело. Душа его страдает и плачет.
Богатства также не нажил этот человек. Вспоминая прежние времена, до крепостного права, поп счастлив. Тогда было много помещиков, которые высоко ценили путь священника. Теперь же всё изменилось. В основном к нему обращаются бедные люди, у которых даже «копейку» брать неудобно. Святой отец понимает, что деревни разорены, хлеба родится мало, а если случается урожай, приходится отдавать его очень дешево. И опять сердце его болит, когда он видит костлявую старуху с последним пятаком. Взять у нее последнее ему не под силу.
Последнее, о чем задумывается поп — честь. Испытывают ли уважение к попу и его семье? Оказывается, что поповских сыновей и дочерей не то что уважают, а всячески высмеивают, издеваются над ними, называют «жеребячьей породой». Встречи с ним все боятся, о нем складывают непристойные песни.
Таким образом, крестьяне приходят к пониманию того, что поп один из несчастных людей. Это видно по лицу рассказчика. Святой отец строг и суров, в его словах нет насмешки, он говорит очень серьезно.
Конечно, мужичкам встретился сельский поп, представитель низшего сословия, который видит тяжелую жизнь крестьянства и всячески сочувствует ему. Будущее этого человека призрачно. Его высокие нравственные ценности и совесть не позволят встать на путь обогащения, поэтому в нем автор видит будущего бунтаря, желающего изменить сложившуюся систему или смирившегося пессимиста.
А перед правдоискателями открывается новый смысл счастья. Они начинают понимать, что главное для человека «не каша с маслицем», а нечто другое, то, что трогает других людей и объединяет их.
Эта встреча — предвестник важных изменений в мировоззрении странников.