Анализ романа Толстого «Воскресение»


На создание романа «Воскресение» Л.Н. Толстого вдохновила история Розалии Онни, которую писатель в 1887 услышал от А.Ф. Кони – судебного деятеля и коллеги по перу. Сначала Лев Николаевич предложил А. Кони воплотить эту историю в художественное произведение, но товарищ отказался. Тогда Толстой попросил его отдать идею. В 1889 году Л. Толстой начал работу над романом, которая продолжалась около десяти лет с перерывами. В 1899 году в петербургском журнале «Нива» произведение начали публиковать частями.

Множество сюжетных линий, богатая галерея образов, панорамное изображение героев, а главное – широкий спектр проблем дают основания определять «Воскресение» как роман. В произведении Л.Н. Толстой затрагивает социальные, философские и морально-этические проблемы. Таким образом, можно говорить о признаках социального, философского и психологического романа.

Смысл названия анализируемого романа раскрывается в полной мере только после его прочтения. Лев Николаевич показывает духовное падение, а потом – воскресение Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой.

Повествование ведётся от третьего лица, благодаря чему писатель может свободно выражать свое мнение по поводу каких-либо вопросов, ситуаций. Кроме того, рассказ от третьего лица дает возможность читателю посмотреть на героев произведения со стороны.

В «Воскресении» раскрывается несколько тем: тема любви, пути человека к падению и раскаянию; революционная действительность России ХІХ века. Перечисленные темы тесно переплетаются между собой. Ключевая идея романа – важность постоянной работы над собой. Писатель показывает, что человек должен стремиться делать хорошее для других, а также не останавливаться в духовном развитии.


В произведение много сюжетных линий, но есть две, к которым подтягиваются остальные – это истории Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. Эти линии неоднократно переплетаются.

Л.Н. Толстой выстраивает сюжет так, чтобы показать жизненный путь героев с детства, ведь некоторые моменты ранних лет повлияли на дальнейшую судьбу.

Система образов романа Л.Н. Толстого «Воскресение» очень разветвлённая. Всех героев можно поделить на две группы: те, которые принадлежат к высшим слоям общества, и тех, которые представляют народ. С точки зрения этого разделения интересен образ Дмитрия Нехлюдова. Сначала мужчина принадлежит к высшим слоям, потом будто застряет между ними и народом, наконец, примыкает к народу. Но вопрос, до конца ли жизни Нехлюдов будет в этом положении, остается открытым. Важную роль в системе образов играют криминальные и политические заключенные. Посредством них автор показывает несправедливость, царящую в обществе.

Произведение состоит из трех частей, каждая из которых делится на главы. Каждая из частей посвящена определенному периоду в жизни Нехлюдова и Масловой. Роман богат лирическими отступлениями и ретроспекциями.

Роман «Воскресение» построен на антитезе. Противопоставление проявляется на разных уровнях произведения. Антитеза помогает раскрыть характеры героев, показать эпоху и воплотить идею.

Роман «Воскресение» Л.Н. Толстого не относится к легкому развлекательному чтиву. Нужно быть готовым, что чтение этого произведения – труд, в том числе и над собой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Композиция романа Толстого «Воскресение»
  • «Пробуждение Нехлюдова» (анализ эпизода романа Толстого «Воскресение»)
  • «Шествие Масловой на суд» (анализ эпизода романа Толстого «Воскресение»)
  • Проблематика романа Толстого «Воскресение»