Анализ поэтического сборника Бальмонта «Только любовь. Семицветник»
В своём уверенном движении от жизнеутверждающих мотивов первой книги к последнему сборнику, полному отчаянных надежд на будущее, Константин Бальмонт предстаёт поэтом из рода избранных своим столетием. Будучи ярым символистом, он проникновенно чуток к любому проявлению Вселенной – от неуловимого дыхания возлюбленной до лёгкого колыхания былинки на краю света, такой незаметной в огромном мире, но такой неимоверно нужной для всеобъемлющей влюблённой души.
Книга «Только любовь. Семицветник» рождалась на побережье Балтийского моря летними ночами и днями 1903 года. Душевное волнение, вызванное красотами мира, созвучно шептанию морских волн и прибрежных камней.
Вдохновенные поэтические строки о тончайших материях в сфере человеческих чувств, эмоций, мечтаний, фантазий и воспоминаний преображают и внутренний мир читателя, приобщая его к высокому, вечному, незыблемому.
Не удивительно, что лирический герой Бальмонта желает петь настоящий гимн солнцу, дающему жизнь, тепло и свет всему живущему на земле. Подобно солнцу, он стремится объять своей горячей душой весь земной шар и согреть его теплом своего сердца. Как можно не любить жизнь, когда счастье состоит в возможности просыпаться каждый день, свободно дышать, наслаждаясь яркими красками, звуками, запахами Вселенной! Поэт и его герой мыслят масштабно: от приятного взору родного пейзажа они оба уносятся мыслями к красотам Эллады и Рима, пустынь и мировых океанов. Не сможет мгла одолеть свет мирового светила, как не смогут пагубные страсти завладеть человеком, щедрым на любовь. Поэт благодарит Создателя за возможность быть звуком в поэтической лире.
Но не всем открыты секреты мироздания. В стихотворении «Жар-птица» автор подчёркивает избранность своего лирического героя, который явно противопоставлен простым смертным из плоти и крови, и это неизбежно. В своём стремлении обладать мистической жар-птицей люди пролили много невинной крови и осквернили мечту. Вот почему её достижение для них невозможно, ведь мир открывается лишь чистому помыслами избраннику. Держа в своих нежных руках заветную жар-птицу, человек становится сродни Создателю. Он ощущает в себе неистощимый творческий источник, из которого изливаются живительные стихи, похожие на песни.
Несчастен тот, кто обрекает себя на душевные метания между любовью и вдохновением. Бальмонт же счастлив раствориться в единстве этих двух начал. Более того, он любовь черпает в творческом вдохновении и купается во вдохновении, рождённом любовью. Вот почему трудно дать определение, что есть поэзия Бальмонта. А это целый мир, вмещённый сердцем ценившего жизнь человека.
Лирический герой Бальмонта, способный вместить любовь ко всему живому на земле, без сомнения, найдёт в своём сердце местечко для искреннего чувства к женщине, в глазах которой он всегда ищет отсвет взаимности.
Интересна композиция самого сборника: образ или символ, впервые появляющийся в предыдущем стихотворении, вдруг всплывает в последующем тексте, но раскрывается уже в других масштабах. Так в стихотворении «Звёздный хоровод» глаза возлюбленной, в которых герой пытается разгадать желанную любовь, вдруг перевоплощаются в хищные зрачки толпы, откликающейся равнодушием, в стихотворении «Зыби зрачков». Один и тот же образ применяется автором для контрастного изображения нежной любви и холодной неизвестности.
Образ семицветника, вложенного в название книги, у Бальмонта не случаен, он символизирует любовь и заботу. За этот образ цепляется мысль о неразрывности красоты и добра в стихотворении «Узел». Но мир, состоящий только из добра, красоты и любви был бы однобоким и лживым, если бы в нём не нашлось места духовным испытаниям, измеряющим ценность человеческой личности. Подтверждением этой мысли является бальмонтовское: «Я нити завязал могучего узла, - Добро и Красоту, Любовь и Силу Зла, Спасение и Грех, Изменчивость и Вечность В мою блестящую включил я быстротечность…».
Название книги «Только любовь. Семицветник» становится девизом Бальмонта, пришедшего на землю, чтобы её любить. Без такого особенного внутреннего света в его сознании вряд ли родились бы его лирические строки, полные красивейшими звуками мира.