Анализ стихотворения Бальмонта «Люби»


Стихотворение «Люби» К.Д. Бальмонт написал в 1917 году. За плечами у него уже было два брака. Он жил с третьей супругой в Петрограде, а ко второй жене с дочерью наведывался в Москву. В смутные времена революций К.Д. Бальмонт находил в своем творчестве место для воспевания вечного чувства – любви. Ему посвящено и анализируемое произведение. Сонет «Люби» впервые был опубликован на страницах сборника «Русская мысль», а вскоре стал частью сборника «Сонеты Солнца, меда и Луны».

Анализируемое стихотворение относится к интимной лирике, но в нем также ярко выражены философские мотивы. Поэт рассматривает любовь, как силу, благодаря которой существует мир. Жанр произведения – сонет. Тема – призыв любить. Произведение не только о любви к женщине, но и о любви к жизни, к миру. Автор доказывает, что не испытать любовь – значит не выполнить закон, по которому живет вселенная.

В центре сонета лирический герой, который говорит о необходимости познать любовь, жить ею. Произведение написано в форме обращения. Лирический герой обращается к невидимому адресату на «ты». Этот прием сближает лирическое «Я» с читателем.

В первом катрене К.Д. Бальмонт показывает, что в природе царит любовь. Особенно настойчиво она напоминает весной, когда берёзки начинают шуршать своими сережками, а сирень и розы, кажется, призывают испытать нежное чувство.


Лирический герой остерегает: «Страшись безлюбья». Он также уверен, что нужно бежать от бесстрастия. Нужно любить всё: огонь, грёзы и даже саму любовь. Любовь движет созвездья и тот, кто не познал её, нарушил закон Вселенной. Он обречён слышать «мёртвый звон». Это возмездье за жизнь без любви. Тот же, кто познал, светлое чувство, счастлив, даже если будет распят.

Сонет «Люби» имеет традиционную композицию. Он состоит из двух катренов и двух терцетов. Строки в катренах объединены кольцевой рифмовкой, в терцетах – перекрестной. Женские рифмы чередуются с мужскими. Строки написаны ямбом. По смыслу произведение условно делится на части: рассказ о любви в природе, призывы бежать от безлюбья, сравнение жизни в любви и без неё. Смысловая композиция стихотворения основана на противопоставлении. К.Д. Бальмонт противопоставляет того, кто любит и того, кто живет без любви.

Важными инструментами для раскрытия темы и реализации идеи являются художественные средства. В первом четверостишии Константин Дмитриевич использовал персонификацию: «поют шуршащие берёзы», «поёт сирень», «поют, пылая, розы». Так автор показывает, что любовь – не только человеческое чувство, оно присуще природе. Также в тексте есть эпитеты («шуршащие берёзы», «цветная пыль», «прекрасен небосклон, «мёртвый звон»), метафоры («беги угрозы бесстрастия», «твою зарю теченья зорь сожгли», «движутся созвездья», «он в каждом часе слышит мёртвый звон»), тавтология («люби любовь»).

Таким образом, в стихотворении «Люби» К.Д. Бальмонт демонстрирует зрелое понимание любви как всеобъемлющего чувства, без которого не может существовать мир.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бальмонта «Праздник весны»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Бесприютность»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Поэты»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Россия»