Анализ стихотворения Бальмонта «Поэты»


Стихотворение «Поэты» К.Д. Бальмонт опубликовал в 1903 году в сборнике «Будем как Солнце». Оно стало частью цикла «Danses Macabres». В последующих изданиях сборника к стихотворению К.Д. Бальмонт добавил посвящение Ю. Балтрушайтису. Этого русского и литовского поэта-символиста Константин Дмитриевич считал своим предшественником и другом. Бальмонт ориентировался на его творчество.

Стихотворение относится к философской лирике. В нем поэт раскрывает вечные мотивы поэтического искусства, предназначения поэта. Автор показывает, что поэты наделены особой силой, они умеют смотреть в зеркало судьбы, постигать вопросы жизни и смерти, оказывать влияние на людей. Стихотворение написано в форме обращения поэта к своему коллеге по перу.

В центре стихотворения лирический герой. Он утверждает, что поэтов влечет и «небесная вышина», и «подводные теченья». Так при помощи антитезы он отображает всеобъемлющую поэтическую мысль.

Поэты на своем творческом пути испытывают трудности, поэтому им знакома чреда «Силы и Недужности». Мастера слова обладают незаурядными умениями – смотреть в зеркало судьбы и в глаза смерти. Они понимают, что в этом мире являются «полувладыками и рабами».

Темы смерти, скоротечности жизни появляется в творчестве многих поэтов, поэтому К. Бальмонт говорит: игра кладбищенских огней нас манит сказочными чарами». Эта метафора дает понять также, что поэты не боятся смерти, воспринимают её как неотъемлемую часть мировоздания.


Ночь – лучшая пора для творчества, поэтом в стихотворении рассказывается про круговые пляски над бездной после полуночи. Бездна в этом контексте – символ мысли, вдохновения.

В последнем катрене К.Д. Бальмонт говорит о влиянии поэтов на других. Они могут тревожить чужой сон, а неопытных пугать безумьем или же тешить сказками.

Лирический герой анализируемого стихотворения сливается с автором, отображает его взгляды на поэтическое творчество.

Стихотворение К.Д. Бальмонта «Поэтическое искусство состоит из шести катренов, строки которых объединены перекрестной рифмовкой. В тексте представлены мужская (судьбы – рабы) и дактилическая (железною – бездною) рифмы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Произведение также условно можно разделить на смысловые части: размышленья о силе и бессилии поэтов, размышление о теме смерти в поэтическом искусстве, рассказ о влиянии поэтов на людей.

Раскрыть тему ярко, выразительно, эмоционально К.Д. Бальмонту помогли художественные средства. В тексте есть метафоры (пред нами дышит череда явлений Силы и Недужности», «мы смотрим в зеркало судьбы», «и мы незримые горим», «мы мчимся в пляске круговой над раскрывающейся бездною», «сон чужой тревожим ласками»), эпитеты («непобедимые влеченья», «тёмные склепы», «пляска круговая», «полночный бой», «музыка железная», «раскрывающаяся бездна»), сравнение («как тени дымные – с пожарами»), антитеза («и мы – в небесной вышине, и мы – подводное течение», «Сила и Недужность»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Бальмонта «Люби»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Праздник весны»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Бесприютность»
  • Анализ стихотворения Бальмонта «Россия»