Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число»


В юности М.Ю. Лермонтов увлекался творчеством французских романтиков, поэтому его стихотворения похожи на записи из личного дневника, лирические исповеди. Поражает, насколько умело молодой поэт переплетал, казалось бы, совершенно разные мотивы: интимные, философские, общественно политические. Образцом ранней лирики Михаила Юрьевича является произведение «1830.Майя.16 число». На дату написания указывает название. Следует отметить, что юный Лермонтов часто в качестве заглавий использовал даты, инициалы. Создается впечатление, что такие произведения, действительно, – записи из дневника.

В основе анализируемого произведения тема смерти. В контексте нее развиваются мотивы поэтического творчества, предназначения человека, судьба Родины. Автор доказывает, что перед смертью не должно быть страха, бояться нужно исчезнуть, не оставив следа, быть забытым.

Ключевой образ стихотворения – лирический герой. Чтобы максимально приблизить его к читателю, выразительно передать рассуждения автор пишет строки от первого лица единственного числа. Герой сразу заявляет, что смело смотрит в глаза смерти. Таким образом, очерчивается основной мотив произведения. Далее он признается, что его страх – не оставить следа на этом свете. Лирическому герою очень не хочется, чтобы его «труд вдохновенный» пропал зря.


В начале рассуждения мужчина говорит уверенно, но скоро начинает сомневаться в своих желаниях. Он задается вопросом: «что пользы будет мне?». Он понимает, что не хочет оставлять след там, где будет разрушение, не хочет «бродить» в чужой стране. Лирический герой уверен, что певцы созданы не для того, чтобы наблюдать за мучениями земли. Тем не менее, у них нет выбора, поэтому мужчина чувствует, что ему нет сейчас покоя, не обретет он его и после смерти. Он предполагает, что не сможет забыть длинных лет, проведенных в страданиях.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «1830. Майя. 16 число» условно делится на смысловые части: размышления лирического героя о смерти, раздумья о судьбе певца, разрушениях на родной земле. На строфы произведение не разбито, поэтому складывается впечатление, что мысли плавно перетекают из одной в другую. Большинство строк объединено перекрестной рифмовкой, также используется кольцевая. В тексте представлены мужские и женские рифмы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Для раскрытия мотивов, создания образа лирического героя-«певца» Михаил Юрьевич использовал художественные средства. В тексте есть метафоры («хочу, чтоб труд мой… когда-нибудь увидел свет», «на то ли я звучал струнами», «на то ли вдохновенья, страсти меня к могиле привели»), эпитеты («труд вдохновенный», «чужая, неведомая страна», лет «жестоких», «длинных»). Также в тстихотворении есть фразеологизмы «увидел свет», «вечный покой».

Внимание привлекает и интонация произведения. В нем очень много вопросительных и восклицательных предложений, что оживляет монолог лирического героя, помогает выразительно передать его эмоции.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Лермонтова «А.О. Смирновой»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Беглец»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарность»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Весна»