Анализ стихотворения Лермонтова «Весна»


В юности М.Ю. Лермонтов испытывал безнадежную любовь к Екатерине Сушковой. Барышня прослыла ветреной кокеткой, чувства же парня, его ухаживания игнорировала. Тем не менее, стихи юного поэта ей очень нравились. Как-то девушка сама вспоминала, что попросила Лермонтова написать для нее произведения, чтобы узнать, как он к ней относится. Так в 1830 г. было создано стихотворение «Весна». Следует отметить, что Екатерине оно не понравилось, так как девушка рассчитывала услышать совершенно другое.

В стихотворении автор переплел две темы: приход весны; страдания, вызванные любовью и осознанием того, что молодость длится не долго. Мотив скоротечности времени немного удивляет, если учитывать, что стихотворение написано шестнадцатилетним юношей. Автор показывает, что весна не всегда наполняет душу радостью, иногда весенние перемены подталкивают к грустным раздумьям о любви, об увядании молодости. Кроме того, он доказывает, что не нужно сильно печалиться, ведь рано или поздно все проходит и любовь – не исключение.

Начинается произведение М.Ю. Лермонтова пейзажной зарисовкой. Поэт описывает движение льда по взволнованной реке, поля, на которых уже чернеют пятна «голой земли», мглу, окутывающую просторы. На молодость природы автор намекает оригинальным эпитетом «полуюные поля».


Пейзажная зарисовка плавно переходит в рассказ лирического героя о своих переживаниях, эмоциях, вызванных приходом весны. Эта часть стихотворения написана от первого лица. Он признается, что его мечты вызывают грусть. Свою же душу герой называет неопытной, из чего можно сделать вывод, что перед нами юноша, который только познал, что такое любовь. Далее он размышляет о молодости, понимая, что молодеть дано только природе. Это печалит юношу, в то же время, он понимает, что время лечит от страданий, причиненных любовью. Строкой, выражающей эту прописную истину, заканчивается стихотворение.

Произведение М.Ю. Лермонтова «Весна» состоит из двух смысловых частей: пейзажной зарисовки и размышлений лирического героя. На строфы оно не делится. Для объединения строк поэт использовал параллельную и перекрестную рифмовку. В тексте представлены и мужские, и женские рифмы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В обеих смысловых частях важную роль играют художественные средства. Они помогают выразительнее раскрыть тему, а также подчеркнуть идейное звучание. Очень много в тексте эпитетов: «разбитый лед», «река взволнованная», «голая земля», «мечтанье злое», «ланиты спокойные», «пламя алое». Метафор меньше, но они позволяют отобразить авторское видение весеннего пейзажа и вечной проблемы любви: «лед рекой… идет», «мечтанье… грусть лелеет», «природа молодеет», «ланит… пламень… с собою время уведет».

Вспомогательным инструментом является аллитерация. Например, в первых строках «Весны» М.Ю. Лермонтова согласные «з», «с» воспроизводят весенний шум речки: «когда весной разбитый лед рекой взволнованной идет».





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «А.О. Смирновой»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Беглец»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Благодарность»