Анализ стихотворения Полонского «Кумир»
Стихотворение «Кумир» Я.П. Полонский написал в 1844 году. Его творчество только начало набирать популярность. Тем не менее, некоторые произведения оставляют после себя стойкое ощущение того, что они написаны зрелым мужчиной, повидавшим многое на своем веку. Ведь Яков Петрович позволил себе обращаться к читателям с серьезными призывами. Доказательством является анализируемое произведение.
Тема стихотворения – обращение к читателю с призывом разбить кумира, не сковывать себя цепями слепого поклонения ему. Автор показывает, что развенчать кумира сложно, поэтому лучше не «сотворять» его. Но если уж кумир есть, Яков Петрович утверждает, что от него нужно избавляться, не показывая окружающим своих страданий.
Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Адресат его слов неизвестен, но можно предположить, что это читатель или коллега по перу. Начинается произведение библейским выражением: Не сотвори себе кумира». Далее лирический герой объясняет, почему так настаивает на этом. Оказывается, он почувствовал на себе, как это поклоняться кумиру. Мужчина откровенен, не скрывает, что готов был отдать кумиру все, ведь воспринимал его, как божество.
Во второй строфе рассказчик еще больше углубляется в свой внутренний мир, показывая, что чувствует человек, живущий в оковах кумира. Он становится «полубезумным и тревожным» рабом, который живет прошлым или будущим, а настоящее напоминает ему тяжелые цепи.
В последней строфе лирический герой рассказывает, что развенчал кумира, разбил его и даже растоптал обломки. Теперь мужчина с иронией называет себя «смиренным» рабом. Он, кажется, немного удивляется, как смог освободиться от оков хладнокровно. Всё же место страданиям было, но их мужчина глубоко похоронил в себе.
По смыслу произведение Я.П. Полонского делится на две части: откровения лирического героя, как он жил скованный кумиром, рассказ об освобождении от рабских оков. Формально «Кумир» делится на три октавы, строки в которых объединены перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими, что позволило автору гармонично переплести лирические интонации и настойчивые призывы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Основа монолога лирического героя – художественные средства. Они помогают не только украсить текст, но и раскрыть тему, реализовать идею. Система тропов поражает не столько оригинальностью, сколько разнообразием.
В тексте много эпитетов: «кумир немой», «кумир суровый», я «полубезумен и тревожен», «свобода безнадежней», «цепи тяжелей», «кумир надменный», «раб смиренный», «кумир надменный». Метафор меньше, но они тоже играют очень важную роль: «верный сердцу одному», «клялся его оковы влачить до гроба моего», «в цепях я мнил», «блеск надежды», «страданья в самом себе похоронил». Также в тексте есть сравнение («он мне сиял как божество»), гипербола («я был готов все блага мира отдать кумиру моему»), антитеза («не в небесах, а на земле»).