Анализ стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи...»


Литературные критики не раз оставляли негативные отзывы о творчестве Я. Полонского, указывая на то, что его творения грубоватые, воспроизводят недостойные сюжеты. Действительно, не все они отличаются филигранностью формы и смысла. Все же многие стихотворения Я. Полонского не уступают произведениям Тютчева, Фета, Лермонтова. Доказательством этого является стихотворение «По горам две хмурых тучи...», написанное в 1859 г..

Тема анализируемого произведения – рассказ о споре двух хмурых туч; художественное изображение молнии. Автор показывает, что в любом явлении природы можно рассмотреть что-то необычное, узнать человеческие черты.

Произведение Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» относится к пейзажной лирике. Пейзажная зарисовка, созданная поэтом, поражает динамизмом. Явления же природы автор наделяет человеческими качествами.

Центральные образы стихотворения – две хмурые тучи и скала. Сначала поэт рассказывает, как две хмурые тучи блуждали жарким вечером. Их спокойная «прогулка» продолжалась, пока они не столкнулись над скалою. От этого столкновения вся пустыня была оглушена молнией и громом. Смехом по пустыне разлилось эхо. Кажется, оно насмехается над глупой ссорой туч. Помирить тучи смогла скала. Она просто тяжело вздохнула, и тучи не посмели повторить столкновение. Они просто улеглись у ее ног.


Исходя из сюжета, тучи можно толковать как символ человеческой глупости, которая приводит к бессмысленным ссорам. Под скалой же можно понимать мудрого человека, который не только не станет участником перепалки, но еще и примирит ссорящихся.

Произведение сложно отнести к чистой лирике. Оно, скорее, лиро-эпическое, так как Я. Полонский облачил сюжет в стихотворную форму. На строфы стихотворение не делится, однако, в нем можно выделить элементы сюжета: экспозиция – рассказ о блуждании туч; завязка – встреча туч над скалою; развитие событий – описание грома, молнии, эха; кульминация – тяжелый вздох скалы; развязка – тучи «улеглись и обомлели».

Строки стихотворения соединены перекрестной рифмовкой. В произведении представлена только женская рифма, что придает строкам протяжности. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Он придает картине динамизма, резкости, подчеркивая описания столкновения туч, грозы и молний.

Инструментом для создания пейзажной зарисовки являются художественные средства. Главную роль играет олицетворение, которое очеловечивает тучи, эхо и скалу: «две хмурых тучи… вечером блуждали», «грудь скалы», «эхо резко засмеялась», «скала…стоном жалобно сказалась», «у ног скалы улеглись». Также в тексте есть эпитеты, которые позволяют придать описаниям выразительности: «хмурые тучи», «скала горючая», «медленно сползали», «яркая молния», «дебри влажные», «резко засмеялось».

Заметную роль в тексте играет аллитерация. Например, в строках, описывающей молнию и раскаты грома, автор нанизывает слова с «р»: «гласили яркой молнии ударом. Грянул гром — по дебрям».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Полонского «Посмотри — какая мгла...»
  • Анализ стихотворения Полонского «Блажен озлобленный поэт»
  • Анализ стихотворения Полонского «Утро»
  • Анализ стихотворения Полонского «Зимний путь»