Анализ стихотворения Северянина «Байкал»
2. История создания стихотворения «Байкал»
3. Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Байкал»
4. Художественные средства в стихотворении «Байкал»
5. Композиция стихотворения «Байкал»
6. Поэтическая лексика стихотворения «Байкал»
7. Стилистические фигуры в стихотворении «Байкал»
8. Поэтическая фонетика стихотворения «Байкал»
9. Образ лирического героя в стихотворении «Байкал»
10. Литературное направление
Автор и название стихотворения
Игорь Северянин. Стихотворение «Байкал».
История создания стихотворения «Байкал»
Стихотворение «Байкал» Северянин написал в 1929 году, спустя несколько лет после эмиграции, будучи гражданином другого государства. Вдали от Родины у поэта произошло переосмысление жизненных ценностей: теперь Северянин не иронизирует, не отстраняется демонстративно, а искренне выражает тоску по утраченной Отчизне, ностальгически переживает отторгнутость. Озеро Байкал для него является символом России – поэту не довелось провести там достаточно времени, о чем он сожалеет, спустя годы.
Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Байкал»
Жанр – философская элегия с элементами пейзажной лирики
Тема – ностальгическое воспевание Родины, воспоминания о Байкале
Идея – рассказать о майском путешествии на Байкал, показать величие и необъятность России.
Основная мысль – человек должен в своей жизни многое успеть, пока есть для этого возможности, чтобы потом не сожалеть, когда у него этих возможностей уже не будет. Все нужно делать вовремя.
Художественные средства в стихотворении «Байкал»
Лексические повторы («Я … мечтал, … я увидел») акцентируют внимание читателя на личных переживаниях поэта, его душевных порывах и переживаниях по Родине.
Олицетворения («гребни мелькали», «кедры смотрели», «душа иссякала») позволяют сделать природу своим собеседником, близким другом. Для поэта каждый фрагмент жизни, связанный с Родиной, остается живым в душе. Душа поэта живет, болит и переживает.
Инверсия («Я множество разных историй … тогда вспоминал») помогает выстроить повествование свободно и легко, поэт искренне делится с читателем своими воспоминаниями, как с близким другом.
Эпитеты («священный Байкал», «озерное море», «синий Китай») дают исчерпывающую характеристику увиденному. Одно из прекрасных мест Родины, где когда-то довелось побывать поэту, стало для него священным. Он называет озеро Китаем, как мало изученный объект, загадку. Это место так и осталось для него тайной, манящей и прекрасной.
Анафора («про это …море, про этот …Байкал») позволяет остановить внимание на одном и том же объекте, полнее сконцентрироваться.
Синтаксический параллелизм («Был вечер. Был холод. Был май. Был поезд…») как бы хаотично и немного судорожно вытаскивает из памяти поэта фрагменты давних воспоминаний о путешествии. В взволнованной от переизбытка чувств памяти всплывают образы Родины, подробности посещения озера. Ключевое слово «был» фиксирует внимание читателя на прошедшем времени: все, связанное с Родиной, уже ушло, и больше никогда не повторится. Это, в свою очередь, дополнительно подчеркивает гнетущую тоску по родному краю.
Метафора («иссякала в желанье») уподобляет душу человека чистому источнику, водоему. В глубине души поэт страдает и тоскует.
Композиция стихотворения «Байкал»
Стихотворение в 16 строк написано дактилем с перекрестной рифмовкой. В тексте присутствуют описания, пейзажные зарисовки. В тексте очень мало прилагательных, поскольку в первую очередь, это воспоминания о путешествии юности, а не детальная пейзажная зарисовка. Вместе с тем автор использует много глаголов: «мечтал», «увидел», «плыли», «мелькали», «смотрели», «вспоминал», «был», «укатили», «иссякала», «вернуться», «не знаю», «увидеть», «узнать». Это говорит о том, что поэт сконцентрировался на тех действиях, которые он совершил когда-то, много лет назад.
Произведение, помимо восхищения, пронизывает чувство тоски по Родине, ее красоте и невозможности вернуться в былое время.
Поэтическая лексика стихотворения «Байкал»
Характерно, что в этом произведении, написанном Северяниным спустя годы после эмиграции и всплеска былой славы, отсутствуют авторские неологизмы. Поэт не желает играть словами, его лексика нейтральна и спокойна. Он использует общеупотребительные слова в свойственном им значении. Здесь нет экспериментов, все просто, скромно и искренне.
Цель, преследуемая автором стихотворения, очевидна – не удивить, не сразить читателя словом и слогом, а поделиться с ним пережитым, донести до него свой опыт.
Стилистические фигуры в стихотворении «Байкал»
Фигура умолчания (эллипсис) («и вот я увидел», «гребни мелькали») сокращает текст, выделяя самое главное.
Перифраз («озерное море») делает акцент на бескрайности байкальских просторах, их впечатляющей масштабности.
Поэтическая фонетика стихотворения «Байкал»
Поэт использует много двухсложных слов с включением звонких согласных с гласными («б», «м», «р», «н», «л», «а», «е», «и»), что делает текст ярким, звучным, подвижным. Это не унылое, размеренное повествование, а живая зарисовка фрагментов посещения одного из прекраснейших мест Родины, эмоции, выраженные в стихах.
Образ лирического героя в стихотворении «Байкал»
В образе лирического героя предстает сам поэт – Игорь Лотарев, взявший псевдоним «Северянин». Прошло много лет с тех пор, как он выбыл из родной страны, позади остались былая слава, веселые и шумные поэзоконцерты, где он был главным заводилой. Нет больше смелых экспериментов со словом и стилем, дерзости, претензий на гениальность, сумасшедшего вдохновения. Нет вечного поиска форм и собственного «я», остались в прошлом многие мечты и надежды. Чувствуется усталость от пережитого, душевная тоска, желание уединения, спокойствия. Зрелый Северянин многое переосмыслил, со многим смирился. Поэт между строк как бы желает преподнести читателю урок: цени то, что имеешь, используй сполна те возможности, которые дает тебе жизнь на данный момент. Не торопись искать лучшее, возможно, оно сейчас с тобой. Цени свою Родину, посети ее прекрасные места, найди возможность побывать на Байкале и насладиться его великолепием.
Литературное направление
Стихотворение написано в стиле реализма с элементами натурализма. Северянин представляет вниманию читателя реальные, живые образы Родины, без нарочитой вычурности, символики. Все просто, понятно и доступно для понимания публики, не искушенной литературной теорией.