Анализ стихотворения Симонова «Сын артиллериста»


К. Симонов в качестве военного корреспондента прошел всю Великую Отечественную войну. Он видел не только подъем боевого духа солдат, но и его упадок. В первые годы кровавых сражений многие солдаты пытались дезертировать, не веря в победу. Тогда И. Сталин издал указ о расстреле предателей. Кроме того, с дезертирством помогали бороться поэты. Не исключение и К. Симонов. В 1941 г. Константин Михайлович на заказ властей создал произведение «Сын артиллериста». Оно должно было поднимать боевой дух защитников Родины. Источником сюжета стала реальная история двух товарищей-офицеров.

Жанр «Сына артиллериста» – поэма, так как в произведении есть сюжет, а написано оно в стихотворной форме. Важную роль играют эмоциональный фон и лирические отступы.

Тема поэмы К. Симонова – судьба молодого лейтенанта, совершившего подвиг. Автор восхваляет мужество, решительность и самоотверженность солдата. Также Константин Михайлович учит умению жертвовать самым ценным, как это сделал Деев, когда на кон поставлена судьба Родины, народа.

В центре произведения три образа – майоры Деев и Петров и сын Петрова Ленька. К. Симонов рассказывает, что майоры дружили уже давно, вместе они ходили «рубать белых», а потом несли службу в артиллеристском полку. Петров был вдовцом, сам растил любимого сына Леньку. Мальчик привык жить по казармам. Когда Петрова отправляли куда-либо, с его сыном оставался Деев. Ленька считал Деева вторым отцом.


Война разбросала друзей по разным фронтам, а позже Деев узнал, что его товарищ погиб. Майор не раз думал Леньке. Судьба свела их на фронте Великой Отечественной войны. Ленька остался служить при Дееве. Вскоре майор отправил его на опаснейшее задание, прекрасно понимая, что шансы вернуться оттуда очень малы. Майор откровенно сказал Леньке, что любит его как сына, но его долг – отправить на это задание самого близкого человека. Молодому солдату повезло, он выжил, вот только его голова за несколько часов покрылась сединой. Заканчивается поэма рассказом о том, как уже кто-то другой точно так же, как главный герой шел к немцам в тыл.

Сюжет произведения разворачивается последовательно. Экспозиция – рассказ двух майорах и Леньке, завязка – к Дееву на службу попадает Ленька. Развитие событий – рассказ о пребывании Леньки в тылу врагов. Развязка – молодой солдат остается живым. Автор не вводит в текст несюжетные элементы, поэтому события развиваются динамично. Формально произведение состоит из строф с разным количеством строк. Разделение на строфы соответствует содержанию. Особенность произведения повторение фразы: «Два раза не умирать. Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!» Эта поговорка выражает основную мысль произведения.

Поэма К. Симонова не изобилует художественными средствами, что объясняется особенностями темы и сюжета. Тем не менее, в некоторых строфах тропы придают выразительности описываемому. В тексте есть метафоры («барьеры брать», «кончилась тишина», эпитеты («любимый сын», «военное ремесло», «полярная глушь»), сравнения («громом загрохотала над родиной война», «Деев его поднимет, словно второй отец»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете...»
  • Анализ стихотворения Симонова «Всю жизнь любил он рисовать войну…»
  • Анализ стихотворения Симонова «Слава»
  • Анализ стихотворения Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»