Чем похожа сказка Маршака «Двенадцать месяцев» на народные сказки?


Жанр произведения Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Драматические жанры для фольклора не характерны, поэтому не удивительно, что, на первый взгляд, эта авторская сказка существенно отличатся от народных. Тем не менее, если проанализировать ее детальнее, можно найти немало общего с фольклорными произведениями. Общие черты проявляются на разных уровнях, но особенно они заметны на сюжетном уровне и в системе образов.

Сюжет, который «завязывается» на том, что кого-то отправляют сделать что-то невыполнимое, очень распространен в фольклоре. Вспомним хотя бы Ивана Царевича, которому приказывают достать молодильные яблоки. Герои, как правило, справляются с подобными заданиями, а способствует им их доброе сердце, смелость и упорство. Именно на выполнении необычного задания Королевы построен сюжет сказки «Двенадцать месяцев».

Героев произведения условно можно разделить на две группы: добрых и злых. Это также характерно для фольклорной сказки. В центре произведения – Падчерица. Неродная дочь, над которой издевается мачеха и сестрица (сестрицы) – традиционная героиня народных сказок. Это мы можем увидеть на примере сказок «Морозко», «Дедова дочка и бабина дочка», «Дочь и падчерица». Очень часто Падчерицу некому защитить, так как она сирота, либо ее отец полностью покоряется жене. Падчерица из сказки Самуила Маршака – сирота, о чем мы узнаем из ее разговора со служивым. Стоит отметить, что Падчерица – традиционный образ не только для русского фольклора, но и для устного творчества других народов.


Посредством образа Падчерицы автор реализует мотив испытания, характерный для народных сказок. Братья-месяцы доверяют девушке свою тайну, но при этом просят не раскрывать ее ни при каких обстоятельствах. Падчерица сдерживает свое слово. Она ведет Королеву и ее свиту через сугробы, понимая, что подснежников они не найдут, но .Месяцев девушка не выдает. Ни угрозы Королевы, ни ее обещания не заставляют сделать этого. За свою смелость и умение держать слово Падчерица получает вознаграждение.

Во многих народных сказках есть цари, царицы, короли, королевы. Это, как правило, негативные персонажи, из-за которых страдают простые люди. В «Двенадцати месяцах» читатель знакомится с глупой четырнадцатилетней Королевой. Конечно же, Самуил Маршак добавил авторские «штрихи» этому образу, но основные черты характера Королевы такие же, как и у подобных героинь народных сказок.

Победа добра над злом – тоже яркая особенность народных сказок, которую сохраняет и

С. Маршак. В развязке пьесы наблюдаем за тем, как восстанавливается справедливость: каждый герой получает по заслугам. Именно так чаще всего заканчиваются и фольклорные произведения.

Таким образом, сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» схожа с народными системой образов и сюжетным каркасом. Отличается формальными особенностями. Народная сказка подается в форме рассказа от третьего лица. Сюжет «Двенадцати месяцев» раскрывается в диалогах героев, ремарках, что продиктовано жанровыми особенностями.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Королевский урок» (анализ эпизода сказки Маршака «Двенадцать месяцев»)
  • Добро и зло в сказке Маршака «Двенадцать месяцев»
  • Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева? (по сказке Маршака «Двенадцать месяцев»)
  • Почему в сказке Маршака «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?