«Королевский урок» (анализ эпизода сказки Маршака «Двенадцать месяцев»)


«Королевский урок» – эпизод, которым начинается вторая картина пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». В произведении он играет ключевую роль, так как является многофункциональным: помогает донести идею, поднять важные проблемы, создать первые впечатления о главной героине и профессоре. В этом же эпизоде можно найти завязку произведения. Именно спор с Профессором вызывает у Королевы получить под Новый год корзину подснежников, что и становится толчком для развития основной сюжетной линии.

Так как «Двенадцать месяцев» – пьеса, начинается анализируемый эпизод ремаркой. Описание достаточно детальное, поэтому читателю легко представить обстановку, в которой проводится урок. Действие происходит в одной из комнат дворца. Интерьер очень богатый: «Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева». Ученица – четырнадцатилетняя Королева» сидит на бархатной подушке, а в руке у нее золотое перо.

Уже первая реплика главной героини дает понять, что перед нами особа капризная и себялюбивая. Королева жалуется на то, что ей приходится писать. Профессор только поддакивает капризной девчушке: «совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие». При этом герой пытается ненавязчиво попросить написать «еще четыре строчки». Королева соглашается, кажется, она делает одолжение: «Ладно уж, диктуйте».


Урок прерывается из-за того, что в комнату входит канцлер. Он просит Королеву подписать ходатайство одним из слов: «казнить» или «помиловать». Девочка даже не задумывается над тем, что решает судьбу человека. Она подсчитывает количество букв и пишет то слово, которое короче. Профессор пытается доказать ученице, что она совершила страшную ошибку, но Королева этого не осознает. Так при помощи нескольких реплик автор разоблает характер не только этой героини, но и подобных ей царских особ, руководствующихся лишь собственными капризами.

От письма Профессор плавно переходит к арифметике. Он пытается задавать ученице примеры, но та даже не собирается над ними думать. Как только девочке все надоедает, она говорит, что урок закончен. Королева гордится тем, что она не простая школьница, радуется, что может закончить занятие, когда угодно. Героиня проявляет неуважение к учителю и ставит себя выше других.

Королева заявляет Профессору, что может казнить его когда угодно, а чтобы этого не случилось, лучше ей не перечить. Мужчине остается лишь одно – поклясться, что не будет спорить с ее Величеством. Профессор поддакивает всем глупостям, услышанным от ученицы. Та же рада противоречить даже законам природы. Со стороны это выглядит смешно, в то же читателя возмущает бесправность простых людей, таких как Профессор.

Заканчивается урок капризом Королевы, которая велит достать подснежников до Нового год. Для этого она издает указ, который диктует Профессору.

Анализированный эпизод очень яркий с точки зрения языка. Диалог наполнен восклицательными, вопросительными и оборванными синтаксическими конструкциями, которые подчеркивают эмоции Профессора и Королевы, делают их более выразителями. Благодаря особенностям языка и ремаркам читатель полностью окунается в атмосферу урока.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Добро и зло в сказке Маршака «Двенадцать месяцев»
  • Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева? (по сказке Маршака «Двенадцать месяцев»)
  • Почему в сказке Маршака «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
  • Чем похожа сказка Маршака «Двенадцать месяцев» на народные сказки?