Чему учит повесть Чехова «Палата № 6»?


Повесть А.П. Чехова «Палата № 6» действительно многому учит и заставляет о многом задуматься.

Демонстрируя пошлое общество, писатель выражает мысль о том, что не всегда быть частью общества – хорошо. Когда люди живут в соответствии с безнравственными ценностями, лучше не подчиняться обществу, не идти у него на поводу, а бороться с общественными проблемами. В такой ситуации оказался доктор Рагин. Долгое время живя в соответствии с принципами и правилами обывательского общества, Рагин понимал, что такая жизнь пуста и бессмысленна. Долгое время мирясь с общественной несправедливостью и злом, Рагин все же пошел против общества, признавая правоту душевнобольного Громова. Хоть Рагину не удалось противостоять обществу, то, что он не отказался от общения с Громовым и от нового мировоззрения, говорит о борьбе. Если многие люди встанут на борьбу против несправедливости, рано или поздно в обществе настанут лучшие времена.


Интересен диалог между Громовым и Рагиным. Пациент Громов просит доктора Рагина выпустить его из палаты №6. Андрей Ефимович отвечает, что оказаться в больнице для сумасшедших может кто угодно, если не Громов, так он сам окажется там. И действительно так происходит: спустя время Рагин оказывается в палате №6 в качестве пациента. Это заставляет задуматься о том, что человек не всегда находится на одном и том же месте, в одной и той же категории людей. Автор показывает, что даже начальник больницы может в один момент стать пациентом больницы, которой раньше руководил. Повесть учит тому, что ничего в жизни не может быть статично, все меняется, причем не всегда в пользу человека. Жизнь не так проста, как кажется, и невозможно предугадать, как она обернется через десять лет, через год или даже через день.

А.П. Чехов неслучайно делает закрывающего глаза на несправедливость доктора Рагина пациентом палаты №6. Он получает равнодушное и жестокое отношение к себе со стороны сотрудников больницы, на что раньше закрывал глаза и с чем раньше не боролся. Рагин почувствовал на собственной шкуре то, что раньше позволял своим сотрудникам. Это учит тому, что к другим людям всегда нужно относиться по-человечески, ведь в один момент можно оказаться на месте этих людей.

А.П. Чехов большое внимание уделяет отрицательным персонажам. Раскрывая характеры врача Хоботова, сторожа Никиты, фельдшера Сергея Сергеича и почтмейстера Михаила Аверьяныча, писатель показывает, от какой жизни каждому человеку нужно отказываться. Все отрицательные персонажи думают лишь о собственном существовании, забывая о жизнях и судьбах других людей. Работники больницы совершенно равнодушно относятся к пациентам, позволяют физические действия по отношению к больным, которые уже не имеют никаких прав. Отрицательные персонажи стремятся к тому, чтобы получить высокое положение в обществе, получить материальный достаток и добиться всех своих целей. И А.П. Чехов показывает, что для достижения своих целей герои способны на многое. Писатель описал жизнь отрицательных персонажей так, что у читателя возникает отторжение от такой жизни. Повесть «Палата №6» учит тому, что нельзя стремиться к мнимым жизненным ценностям, забывая о нравственности и внутреннем мире.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика повести Чехова «Палата № 6»
  • Типичный чеховский герой в повести Чехова «Палата № 6»
  • Художественное пространство и время повести Чехова «Палата № 6»
  • Проблема смысла жизни в повести Чехова «Палата № 6»