Чудо в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина


В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина наблюдается большое количество чуда и волшебства. Если понятия «чудо» и «волшебство» разграничить, то под чудом можно понимать фантастические действия, которые происходят сами по себе, независимо ни от кого.

Чудом можно назвать физическую силу царевича. Как и обещала Царица, она родила настоящего богатыря. Новорожденный ребенок был ростом с аршин (около 71 см.). Когда мать и сын находились в бочке, царевич рос «не по дням, а по часам». Оказавшись на суше, царевич смог выбить дно бочки. Отправившись за пропитанием, царевич самостоятельно сделал лук и стрелы для него.

Чудом является то, что волна слушается царевича, находящегося в бочке. Волна, спасая героев от смерти, помогает царице и царевичу оказаться на суше.

Чудом является Царевна-Лебедь, которая в начале предстает в облике лебедя, а ближе к финалу сказки превращается в прекрасную царевну. Описание Царевны-лебедь в облике человека также чудесно: «Днем свет божий затмевает, // Ночью землю освещает, // Месяц под косой блестит, // А во лбу звезда горит. // А сама-то величава, // Выплывает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит».

Чудом является и чародей, который показался в облике коршуна. Царевна-лебедь говорит князю Буяну, что он убил не коршуна, а чародея, тем самым спас не лебедь, а девушку.


О чуде рассуждают в беседе купцы-корабельщики и царь Салтан в окружении ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи. Эти беседы начинаются вопросом царя Салтана, адресованным купцам-корабельщикам: «И какое в свете чудо?». Начинают свой рассказ об увиденном чуде купцы так: «Мы объехали весь свет; // За морем житье не худо, // В свете ж вот какое чудо: <…>». После этого ткачиха, повариха и баба Бабариха, не желая, чтобы царь Салтан отправился на остров Буян, рассказывали о том, какое есть на свете явление, которое, по их мнению, является настоящим чудом, в отличие от того, о чем говорят купцы.

Фактически город, в котором правил князь Гвидон, был создан по желанию Царевны-лебедь, соответственно, это не чудо, а волшебство. Однако купцы не знают об этом, они, видя, что на месте пустого и не жилого острова появился огромный город, называют это чудом.

Чудом является существование белки, которая поет песенки и грызет золотые орешки, у которых ядра являются чистыми изумрудами.

Чудом является существование тридцати трех богатырей, которые выходят из моря под предводительством дядьки Черномора.

Основными чудами сказки А.С. Пушкина являются белка, тридцать три богатыря и превращение Царевны-лебедь в прекрасную царевну. Цифра 3 является чудесной. На это указывают и следующие явления: три девицы под окном, три превращения князя Гвидона, три героини, подговаривающие царя Салтана, тридцать три богатыря и др.

Наличие в повествовании чуда связано с жанровой спецификой произведения А.С. Пушкина. Наличие чуда является одним из характерных признаков волшебной сказки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение Пушкина к царю Салтану (по «Сказке о царе Салтане...»)
  • Отношение Пушкина к князю Гвидону (по «Сказке о царе Салтане...»)
  • Отношение Пушкина к Царевне-лебедь (по «Сказке о царе Салтане...»)
  • Отношение Пушкина к ткачихе, поварихе, бабе Бабарихе (по «Сказке о царе Салтане...»)