Сцена отхода Андрия ко сну (анализ эпизода повести Гоголя «Тарас Бульба»)


В пятой главе повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» показана сцена отхода Андрия ко сну.

Автор показывает, что «вечер давно потухнул», что все казаки, включая Тараса Бульбы и Остапа, ушли спать а Андрий еще не отправился готовиться ко сну. Он «чувствовал какую-то духоту на сердце».

В повествовании показано, что Андрий – человек, который умеет видеть красоту «июльской чудной ночи»: «мелькали блеском звезды», «густота звезд, составлявшая Млечный путь <…>, вся была залита светом» и др. Способность Андрия видеть красоту природы и любоваться ею говорит о богатом внутреннем мире персонажа. Автор повести подчеркивает особенности характера младшего сына Тараса Бульбы: стремление к любви.

В противовес природным картинам рисуются картины, связанные с военным временем: возы с провиантом, сабли, ружья и другие оружия. Н. В. Гоголь перемежает картины военной жизни и картины природы: казаки ночуют на фоне природы. Подчеркивается, что «что-то величественное и грозное примешалось к красоте июльской ночи». Природа будто понимает, что совсем скоро будут жестокость и кровопролития.


Андрий отмечает, что с каждой минутой костры гасли, что спали даже сторожи. Герой «подивился такой беспечности», ведь в данный момент враги, застигнув их врасплох, могли напасть на них. Но Андрий и сам подался общему настроению и лег на один из возов для сна. Заснуть Андрий все же не мог, он еще долго смотрел на чистое и прозрачное небо.

Н.В. Гоголь, подробно описывая картины ночи, показывает отношение к природе Андрия. В отличие от отца и брата, он не может так просто заснуть, он единственный из казаков не спит и любуется небом. Это уже показывает непохожесть Андрия на Тараса Бульбу, Остапа и всех остальных казаков. Андрий отличается от окружающих, и автор намекает читателю на то, что герой пойдет по иному пути. Способность любоваться природой говорит о тонкой душевной организации. Андрий – человек, родившийся не в то время: долг защиты Отчизны в ходе повествования сталкивается с любовью и желанием любить. Андрий со своей хрупкой душевной организацией не мог находиться среди представителей казачества, которые готовы были отдать собственные жизни ради товарищей и ради земли русской.

Именно в тот момент, когда Андрий готовился ко сну, к нему пришла служанка панночки, в которую был влюблен герой. Сначала он подумал, что силуэт, возникший перед ним, – всего лишь «обаяние сна», однако позже он понял, что лицо реально. Думая, что перед ним либо «дух нечистый», либо пошутивший над ним человек, Андрий схватился за оружие. Герой не стал кричать и звать на помощь, он хотел разобраться со всем самостоятельно. Только потом он понял, кто перед ним и какая от него требуется помощь.

Н.В. Гоголь неслучайно демонстрирует сцену, где Андрий любуется красотой природы. Показывая сущность персонажа и его внутренний мир, автор предрекает дальнейшую судьбу Андрия. Уже здесь молодой казак делает свой выбор: идет на помощь панночке, а затем и вовсе отрекается от семьи и казачества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Гибель Тараса Бульбы (анализ эпизода повести Гоголя «Тарас Бульба»)
  • Товарищество и братство в повести Гоголя «Тарас Бульба»
  • Три смерти в повести Гоголя «Тарас Бульба»
  • Моё впечатление от повести Гоголя «Тарас Бульба»