«…Это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя Твоё…» (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)


А.И. Куприн – мастер малых прозаических форм, в его рассказах и повестях содержится глубокий смысл. Героями его произведения нередко становились люди скромные, бедные, незаметные, не имеющие выдающихся способностей, но обладающие великой душой. Таким персонажем является чиновник Желтков из повести «Гранатовый браслет».

Впервые читатель встречается с героем, когда Вера получает от него в подарок на именины гранатовый браслет. Княгиня проявляет недовольство, но все же читает приложенное к подарку письмо, из которого мы узнаем, что даритель – очень бедный человек, и браслет – это семейная реликвия, очень ценная для него вещь. Автор письма относится к Вере благоговейно, он преклоняется перед ней.

Затем следует эпизод, в котором Василий Львович показывает в своем альбоме историю о влюбленном телеграфисте, вызывающую всеобщее веселье. Этот контраст заставляет задуматься: кто же он этот Г. С. Ж. на самом деле - маньяк или человек, обладающий редким даром. Об этом же говорит и генерал Аносов.

Следующий эпизод приводит читателя в квартиру Желткова. Василий Львович и Николай Николаевич пришли прочитать отповедь назойливому обожателю. Их встретил высокий человек лет тридцати, он заметно нервничал, на что указывало метание по комнате и беспорядочные движения дрожащих рук. Желтков шепотом признал свою вину, при этом он отводил глаза, краснел, пока Тугановский возвращал ему браслет. Когда же Николай Николаевич сказал, что они собирались обратиться к властям, чтобы угомонить Желткова, тот вдруг рассмеялся. Он внезапно успокоился, сел удобно на диван и закурил, чем вызвал любопытство и недоумение посетителей. После этого он обратился к Василию Львовичу и помертвевшими губами сказал, что единственным средством от его любви к Вере Николаевне является смерть, и ему невозможно было не поверить. Он попросил разрешения удалиться ненадолго, а когда вернулся, пообещал, что больше они о нем не услышат.


Поведение Желткова вызвало у князя уважение, он увидел порядочного, честного человека, поверил в серьезность его чувства. Ему показалось, что он присутствует при совершении трагедии, и паясничать здесь недопустимо.

Постепенно образ Желткова возвышается, происходит переход от комедии к трагедии. Когда герой уходит из жизни, Вера приезжает попрощаться с ним. Она увидела важное и счастливое выражение его лица, ей показалось, что перед смертью он узнал какую-то сладкую тайну. Его лицо напомнило ей посмертные маски «великих страдальцев» Пушкина и Наполеона. Поставив Желткова в один ряд с такими личностями, Куприн заставляет читателя поверить в величие героя. Жертвенная, всепоглощающая любовь к Вере возвысила этого маленького человека над миром. Княгиня понимает, что генерал Аносов был прав, любовь, о которой грезят женщины, пошла мимо нее.

Прощальное письмо Желткова является последним штрихом в создании его образа. Любовь к Вере была единственным утешением, единственной радостью в его жизни, без нее все теряло смысл. Его чувство было счастьем, наградой и страданием одновременно. Он уходит из жизни, чтобы ничто не тревожило ее прекрасную душу. Несмотря на все, что случилось, Желтков считает свою любовь великим даром, которым Бог наградил его за что-то.

Куприн показывает бескорыстную, самоотверженную любовь, которая оказывает преображающее воздействие на души людей. «Гранатовый браслет» заставляет верить в существование такой любви и оказывает ни с чем не сравнимое эмоциональное воздействие на читателя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «И что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)
  • «…Разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования» (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)
  • «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!» (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)
  • Монолог генерала Аносова о любви и его роль в повести Куприна «Гранатовый браслет»