Герои поэмы Гоголя «Мертвые души»

Жанр прозаического произведения «Мёртвые души» Гоголь определил как поэма. Николай Васильевич замыслил написать картину российского общества, охватывающую все его слои, в трёх томах. Издание первого состоялось в 1842 году, от второго осталось несколько глав, к третьему писатель так и не приступил.

В первом томе яркие персонажи поэмы стали отражением продажности чиновничьего сословия и невежества поместного дворянства.

Главные герои поэмы Гоголя «Мертвые души»

Павел Иванович Чичиков — предприимчивый делец, мошенник, новое явление российской действительности, новый герой в русской литературе. Сын бедного дворянина, он с детских лет мечтал о богатстве. Получив от родителя наставление беречь копеечку, которая надёжнее всего на свете, угождать начальству и водиться с богатыми, Павел Иванович неуклонно следовал завету отца.

Он проявлял поразительную выдержку, урезая себя во всём для накопления. Ум Чичикова был далёк от наук, в училище он не проявлял к ним способностей, зато практическая смётка его была удивительна. Павел Иванович также умел подстроиться под любого человека, производя прекрасное впечатление.

Внешность Чичикова в целом была приятной, но в ней не было ничего определённого, запоминающегося: не толстый и не худой, средних лет, не красавец, но и не дурён. Павел Иванович был очень опрятен, большое внимание уделял своему костюму, что впечатляло окружающих.

Если надо для приближения мечты (богатой жизни) подличать и угодничать, герой это делал, не задумываясь. Ещё в пору ученичества Павлуша своими стараниями снискал расположение учителя, сурового к другим мальчикам, и получил превосходный аттестат. Когда учитель оказался в беде, все неблагонравные ученики собрали для него деньги, и только примерный Павлуша «отговорился неимением». Подобным образом он действовал и со своим непробиваемым начальником. Чичиков уже считался женихом его дочери, но как только незадачливый кандидат в тести похлопотал за место для будущего зятя, о свадьбе уже не было речи.

Павел Иванович разными ухищрениями сколачивал капиталец: не гнушался взятками, проворачивал махинации. Особенно он отличился на таможне, где ему удалось сорвать крупный куш с общества контрабандистов. Потерпев неожиданное фиаско, герой не пал духом, не запил, как его подельник, а начал всё сначала и додумался до махинации с мёртвыми душами.

Никакие нравственные принципы его не беспокоят, любыми средствами стремится увеличить своё состояние этот предприимчивый и подлый человек, душа которого мертва для высоких идеалов и благородных намерений. Однако хитро спланированная афера героя вновь провалилась. Провидению было угодно…

Манилов — первый по списку помещик, которого навещает Чичиков. Если среди поместного дворянства нередко встречались рачительные хозяева, то были и бездеятельные, никчёмные мечтатели. Манилов относится ко вторым. Его образ несколько гиперболизирован.

В приятности лица его много сахару: белокурый, голубоглазый, с заманчивой улыбкой. Манилов сентиментален, полон несбыточных планов, нелепых фантазий. Хозяйство его идёт само собой, он им не интересуется. Персонаж любит пофилософствовать и мечтает о соседе для душевных разговоров. Манилов обходителен, учтив, старается всем нравиться. В жизни он наблюдает за всем и всеми бесстрастно, никем и ничем не возмущается: ни взяточниками, ни казнокрадами, которых он называет почтеннейшими людьми. Манилов, в сущности, ко всему равнодушен, — показатель омертвелости души.

Коробочка Настасья Петровна — помещица, владеющая небольшой деревушкой, вдова. У неё Чичиков оказался случайно. К своему маленькому поместью она относится по-хозяйски, рачительно, и содержит его в порядке. Коробочка предприимчива: продаёт натуральные продукты. Эта женщина очень ограничена, её ничто не интересует, кроме своей усадьбы. Все люди для неё лишь предполагаемые покупатели. Живёт она в достатке, но не упустит случая пожаловаться на жизнь. В сделке с Чичиковым она боялась продешевить и старалась извлечь из неожиданного покупателя мёртвых душ как можно больше выгоды.

Ноздрев — помещик из разряда прожигателей жизни. Он ещё молод и свеж на вид. Свою кипучую энергию персонаж растрачивает на кутежи, хозяйство же пребывает в запущенном состоянии. Ноздрёв глуп, легкомыслен, любит приврать, прихвастнуть, часто становится участником историй с драками. Вдовец с двумя детьми, он пренебрегает их воспитанием. Крестьяне, живущие в его поместье, тоже ему безразличны.

Собакевич Михаил Семёнович — помещик из разряда хозяйственных. Собакевич уже немолод, но крепок и здоров. Он груб внешне и по натуре, в вещах ценит надёжность и практичность, до красоты Михаилу Семёновичу нет дела. Недоверчивый, сметливый Собакевич надёжно обустроил своё хозяйство. Его крепостные обижены не были. Барин порой работал так же, как крестьяне. В практических делах герой сообразителен и хитёр, смысл приобретения Чичиковым мёртвых душ он быстро понял и стал торговаться, стараясь продать подороже.

Плюшкин — самый богатый помещик (у него больше тысячи душ), который примечателен крайней скупостью. Когда-то он был семьянином и просто бережливым, но к старости экономность его стала чрезмерной. Он ходит в лохмотьях, питается скудно, тащит в дом всякий хлам. Его поместье выглядит не лучше, от скаредности помещика страдают и крестьяне. Несмотря на богатство, Плюшкин жалкий одинокий старик, его внутренний мир тоже непривлекателен.

Второстепенные герои поэмы Гоголя «Мертвые души»

Петрушка — лакей Павла Ивановича, ему тридцать лет, любит выпить. Необщителен, но не упустит случая похвастаться, как путешествовал с барином. Петрушка исполнителен, знает, когда и что нужно барину.

Селифан — крепостной Чичикова в должности кучера. Он хорошо разбирается в лошадях, любит крепкие напитки, неравнодушен к девичьим хороводам, обычно принимает в них участие.

Капитан Копейкин — бедный офицер, покалеченный в войне 1812 года (остался без правой руки и ноги). Государство не оказало ему никакой помощи. Не дождавшись пенсии, капитан становится предводителем разбойников.

Чиновничество. Всех чиновников города N писатель изображает ловкачами, взяточниками и казнокрадами. Он не останавливается на каких-то индивидуальных чертах, общее стремление к наживе делает их похожими.




Еще герои произведений:

  • Герои поэмы Пушкина «Медный всадник»
  • Герои трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Герои поэмы Лермонтова «Мцыри»
  • Герои пьесы Горького «На дне»