Герои пьесы Горького «На дне»

В пьесе М. Горького «На дне» (1901–1902) изображены обитатели ночлежки — пристанища для бездомных. В помещении, похожем на пещеру, влачат существование люди, некогда жившие иначе. Разные обстоятельства привели их на дно жизни, и подняться они не могут.

Главные герои пьесы Горького «На дне»

Михаил Иванович Костылев — хозяин ночлежки пятидесяти четырёх лет. Он любит прикрываться благочестивыми речами, ходит в церковь, но на деле это фарисей. Он жесток к людям, помыкает младшей сестрой жены, корит её за кусок хлеба, скупает краденые вещи.

Василиса Карповна — жена Михаила Ивановича, ей двадцать шесть лет. У неё лютый характер, она злая и жадная до денег, под стать мужу, от которого желает избавиться при помощи вора Васьки Пепла, своего любовника. Василиса зверски избивает свою сестру из ревности, дошла до того, что кипятком ошпарила ей ноги.

Наташа — сестра Василисы, двадцати лет. Девушка добрая и кроткая, терпит побои сестры, попрёки её мужа. После колебаний и уговоров соглашается уехать с Василием, но чувств к нему настоящих не питает, в критический момент подозревает его в злодейском сговоре и против него свидетельствует. Доведённая Василисой до отчаянья, Наталья сбегает из больницы, чтобы затеряться и не встречаться больше с сестрой.

Медведев — дядя Василисы и Наташи, полицейский. Он наведывается в ночлежку для поддержания порядка. Беспринципный: в интересах родственников не замечает неблаговидных дел некоторых обитателей ночлежного дома, знает об избиениях Натальи, но не вмешивается. Бесхарактерный: сожительница его поколачивает, а он утешается выпивкой.

Васька Пепел — двадцативосьмилетний любовник Василисы Карповны, вор. Натуру Костылевой он скоро понял, и женщина стала противна ему. Пепел наотрез отказывает любовнице помочь избавиться от мужа. Василию по душе её сестра: «девица строгая…хорошая…надёжный человек». Ради Наташи он готов бросить воровство, начать новую жизнь с ней в Сибири. По несчастью, он ненамеренно убивает Костылева и попадает в тюрьму.

Клещ Андрей Митрич — безработный сорока лет. По профессии он слесарь, в ночлежке не оставляет своего ремесла, упорно трудится, чтобы подняться со дна жизни. Клещ гордо называет себя рабочим человеком, к соседям по ночлежному дому относится с презрением. Андрей Митрич человек тяжёлый и жестокий, он издевался над своей женой, подорвал её здоровье. После долгой мучительной болезни женщина умерла. Хотя Клещ и ожидал смерти Анны, её кончина всё-таки поразила его. Он, вероятно, сознавал свою вину. Продав свои инструменты, чтобы похоронить жену, Клещ остаётся ни с чем. Постепенно он примиряется с окружающей его обстановкой, с обитателями ночлежки, которых раньше не считал за людей.

Анна — тридцатилетняя жена Клеща. Эта молодая женщина умирает от тяжёлой жизни, побоев мужа, умирает в ночлежке, за грязной занавеской, без сочувствия, среди криков, ссор. Только Наташа, Актёр и Лука добры к ней. Слова Луки были для неё утешительны перед смертью.

Барон — пьяница тридцати трёх лет, отпрыск аристократического рода, на что указывает его прозвище. Имя персонажа осталось в прошлом. О себе он говорит, что в голове у него какой-то туман, он никогда ничего не понимал. Вся прошлая жизнь барона сводилась к переодеваниям. Сначала носил мундир дворянского института, а чему учился, не помнит. Когда женился, перешёл на фрак и халат, только не понимал, зачем женился.

Барон не заметил, как прожил состояние. Потом пошёл служить в казённой палате, облачился в мундир. Растратил казённые деньги — получил арестантский халат. В итоге — ночлежка, лохмотья, сожительство с девицей, которая зарабатывает непристойным ремеслом и подкармливает его.

Настя — девица 24 лет, в силу обстоятельств освоила древнейшую женскую профессию, состоит в связи с Бароном, которого, можно сказать, содержит, а он унижает её. Жизнь Насти некрасива, но это не мешает ей жить в иллюзорном мире. Девушка зачитывается дешёвыми любовными романами, примеряет на себя образы их героинь, рассказывает о своих возлюбленных с французскими именами на потеху всей ночлежке. Как бы ни была грязна жизнь Насти, в душе ей хочется необыкновенной любви.

Актер — спившийся человек, бывший актёр провинциального театра, ему под сорок. Когда-то у него было имя, он, вспоминает, как играл могильщика в «Гамлете», срывал аплодисменты зала чтением любимого стихотворения, а теперь забыл его. Актёр добрый, но безвольный. Старик Лука обнадёжил его существованием лечебницы в каком-то городе для «отравленных алкоголем».

Воспрянув духом, Актёр какое-то время воздерживался от пьянства, устроился мести улицу, чтобы заработать на дорогу в лечебницу, но Лука исчез, так и не назвав города. Окружающие быстро разочаровали его в мечте: нет такого города с лечебницей для алкоголиков. Актёр снова запил, отчаяние довело его до самоубийства.

Сатин — шулер, человек пьющий, ему около сорока. В ночлежке он оказался после пяти лет тюремного заключения (убил в драке человека, заступаясь за сестру). Когда-то Сатин работал в типографии, много читал, поэтому любит рассуждать на отвлечённые темы. Изменить что-то в своей жизни он не пытается, в тюрьме научился шулерству, и честная жизнь его больше не привлекает.

Сатин неглупый, в нём нет злобы, он по-своему деликатен. Клещ сказал о нём: «Ты умеешь не обижать». Персонаж невольно вызывает симпатию. В уста этого шулера Горький вложил монолог «Человек — это звучит гордо», в котором звучит позиция автора: антропоцентризм. Сатин презирает людей, которые работают, чтобы быть сытыми. Он заявляет, что человек выше сытости, и с этим трудно поспорить, но жульничество этим оправдывать нельзя. Философия героя сомнительна.

Лука — странствующий старик, ему шестьдесят лет. Человек много повидавший, умудрённый жизненным опытом, жалеет людей, старается утешить страждущих. Он никого не презирает, но его сравнение людей с блохами звучит уничижительно. У героя нет паспорта, и он избегает встреч с полицией. Из разговора выясняется, что Лука жил в Сибири, служил сторожем у инженера на даче под Томском.

В сострадании к людям он порой грешит против правды, даёт необоснованную надежду, считая, что утешительная ложь заставит человека что-то предпринять. Так он обнадёживает Актёра на излечение от пьянства, уверяет Настю, что любовь у неё будет. Вряд ли что-то можно изменить при собственном бездействии.

Образ Луки неоднозначен, в нём отражается предвзятое отношение автора к странничеству.

Второстепенные герои пьесы Горького «На дне»

Бубнов — бывший владелец меховой мастерской, ныне простой картузник, 45 лет. Жизнь его пошла под откос, когда жена связалась с мастером. Бубнов вёл с ними войну, чуть было не убил жену, но одумался и ушёл. Мастерская осталась за женой, а Бубнов оказался на обочине жизни. В ночлежке он шьёт шапки и картузы, но ни о каких переменах в жизни не помышляет.

Квашня — предприимчивая женщина сорока лет, торгует пельменями. Она пережила неудачное замужество (супруг распускал руки), с тех пор предпочитает самостоятельную жизнь. В конце концов, Квашня уступила ухаживаниям Медведева и стала с ним жить. В ночлежке зубоскалят, что она бьёт своего сожителя.

Алешка — молодой парень двадцати лет, сапожник, пьяница, частый посетитель полицейского участка. Непрестанно куражится, поёт, играет на гармошке, ничего не пытается изменить в своей жизни.

Татарин — рабочий человек, крючник. Честный, считает, что по закону надо жить, в душе должен быть закон. Для него это Коран. У него сильно раздавлена рука, её могут отрезать. Татарин в этом случае останется без работы со всеми вытекающими последствиями.

Кривой Зоб — тоже крючник. Он оправдывает жульничество Сатина и вообще нечестность тем, что по-честному в этом мире не прожить.

Многие герои оказались на дне жизни и по собственной вине, но автор подчёркивает уязвимость бедного человека, который при неблагоприятных обстоятельствах легко скатывается вниз и остаётся без всякой поддержки со стороны общества.




Еще герои произведений:

  • Герои поэмы Пушкина «Медный всадник»
  • Герои поэмы Гоголя «Мертвые души»
  • Герои трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Герои поэмы Лермонтова «Мцыри»