Христианская концепция Достоевского и её гуманизм в романе «Преступление и наказание»


Ф.М. Достоевский был глубоко верующим человеком. Христианская концепция Ф.М. Достоевского отразилась в его романе «Преступление и наказание».

В самом повествовании появляются важные образы: Сонечка Мармеладова читает Родиону Раскольникову Евангелие; когда главный герой оказывается на каторге, Сонечка дает ему Евангелие. Как видим, религиозная тема тесно связана с образом Сони Мармеладовой. Образ Сонечки Мармеладовой – пример искренней веры. Несмотря на все жизненные трудности и разочарования, героиня продолжает верить в Бога; она никогда и не задумывается о том, чтобы разочароваться в Боге, упрекнуть его в том, что ей приходится переступать через себя из-за полной нищеты и невозможности заработать на жизнь. Сонечка Мармеладова отличается добротой, способностью к состраданию и самопожертвованию. Героиня живет в соответствии с евангелиевской заповедью – возлюбить ближнего своего. Делая Сонечку Мармеладову главным положительным персонажем всего романа, Ф.М. Достоевский выражает мысль о том, что люди должны быть добры и милосердны по отношению к окружающим, в какой бы жизненной ситуации они не находились. Несмотря на грех блуда Сони Мармеладовой, данный образ связан с идеей христианского милосердия.


Помимо Сонечки Мармеладовой в романе есть и другие персонажи, способные к состраданию и самопожертвованию. С помощью образов Пульхерии Александровны, Авдотьи Романовны, Разумихина, Лизаветы Ф.М. Достоевский подчеркивает мысль о том, что человек должен любить своего ближнего.

Ф.М. Достоевский в своем романе смог продемонстрировать существующие в то время проблемы: люди отказывались от прошлых принципов, но новые принципы еще не были выработаны. Родион Раскольников – человек, подавшийся новым веяниям, еще не до конца понявший и осознавший несостоятельность той теории, которую он хотел проверить. Родион Раскольников совершает убийство, однако не это является главным его грехом. Первый и наиболее важный грех, совершенный главным героем, заключается в том, что Раскольников стал отрицать главные христианские заповеди.

Ф.М. Достоевский не ставит крест на своем герое. Автор не дает Родиону Раскольникову обвинительный приговор, который уже нельзя обжаловать. Наоборот, Ф.М. Достоевский дает своему герою возможность понять ошибочность своей теории, возможность измениться и возродиться. Родион Раскольников не возрождается в финале произведения, однако автор показывает, что центральный персонаж встает на этот путь возрождения. Ф. М. Достоевский показывает, что каждый человек, даже и убийца, коим является Родион Раскольников, заслуживает прощения, заслуживает возможности воскрешения и возрождения. Но для этого, как показывает автор, нужно обращения к Богу. Неслучайно Родион Раскольников самостоятельно просит у Сонечки Мармеладовой Евангелие и спустя время по собственному желанию начинает читать его. С помощью образа Родиона Раскольникова Ф.М. Достоевский показал человека, который сначала отказался от христианских идеалов, а затем – спустя долгое и тяжелое постижение – стал возвращаться к ним.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тупиковые ситуации в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Борьба идей в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Проблема наполеонизма в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • О каком наказании идёт речь в романе Достоевского «Преступление и наказание»?