Христианская проблематика в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наблюдается христианская проблематика.
Проблемы раскрываются в так называемых библейских главах, которые посвящены миру Ершалаима (главы 2, 16, 25, 26).
За основу М.А. Булгаков берет христианское учение. Рассказ об Иешуа Га-Ноцри, который был предан, а затем казнен, совпадает с трактовкой истории Иисуса Христа. Образ Понтия Пилата реален, совпадает и имя предателя – Иуда.
Однако писатель переосмысливает христианское учение. В первую очередь это касается образа Иешуа Га-Ноцри. М.А. Булгаков ни разу не называет его Иисусом Христом, потому что он хочет подчеркнуть не божественное, а человеческое начало. Иешуа – прежде всего человек, приближенный к простому народу; и только потом он имеет какие-то нечеловеческие способности (например: избавляет Понтия Пилата от мучащей его головной боли). Для М.А. Булгакова было важно приблизить христианское учение к простому человеку, сделать его понятным обычному читателю.
Несмотря на отличия булгаковского сюжета от библейского сюжета, стоит отметить, что в романе присутствуют христианские идеи. Это идея милосердия и всепрощения. Иешуа Га-Ноцри уверенно говорит о том, что все люди добры по своей природе, что в мире нет злых людей. И это не просто слова: Иешуа Га-Ноцри добр по отношению ко всем. Он не озлобляется на тех, кто его арестовал, кто его предал, кто подписал ему смертный приговор, кто причинял ему физическую боль, кто готовился казнить его. В повествовании подчеркивается, что до самой последней минуты Иешуа Га-Ноцри оставался человеком добрым. Накануне казни он говорит о том, что никого не винит в своей смерти. Это означает, что Иешуа прощает, отпускает виновникам их грехи.
Несмотря на то что Иешуа Га-Ноцри не отождествляется автором с Иисусом Христосом, прослеживается схожесть между ними. Это наблюдается, помимо прочего, в том, что они не отказываются от своего учения. Иешуа на допросе у Понтия Пилата мог отказаться от своих слов, сказать, что он никогда и ничего не говорил. Но Иешуа высказывает свою позицию Понтию Пилату и даже не думает обманывать. Иешуа Га-Ноцри жертвует своей жизнью, но не отказывается от тех мыслей, которые считает правильными.
Высказывает Га-Ноцри и свое отношение к власти. Иешуа уверен: «Всякая власть является насилием над людьми». Он говорит о том, что когда-нибудь наступят такие времена, когда «вообще не будет надобна никакая власть».
За свои высказывания о власти Иешуа и оказывается арестованным. Понтий Пилат понимает, что слова Иешуа истинны, однако он не может пойти против существующего закона. Если Га-Ноцри является человеком «новым», то Понтий Пилат не хочет отказываться от старого, как это сделал Левий Матвей, отказавшийся от служению государству. Иешуа Га-Ноцри – олицетворение того, что нравственный закон сталкивается с юридическим законом. И хотя в мире земном победу одерживает юридический закон, в мир Вечности отходит никто иной, как Иешуа Га-Ноцри и его ученик Левий Матвей.