Образ Левия Матвея в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Левий Матвей – важный персонаж булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Данный образ связан с миром Ершалаима.
О Левии Матвее читатель узнает из слов бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, оказавшегося под обвинением. Иешуа рассказывает Понтию Пилату о Левии Матвее. Сам герой уверенно нарекает себя учеником Га-Ноцри.
Сначала Левий Матвей отнесся к бродяге негативно. Но вскоре все изменилось: мысли Иешуа воздействовали на мысли Левия Матвея. Будучи сборщиком податей, он оставляет эту должность, бросает собранные деньги и отправляется в путь вместе с Иешуа Га-Ноцри.
Левий Матвей глубоко переживает из-за того, что Иешуа оказался обвиненным. Он считает себя виновным в том, что из-за болезни он оставил его одного, и в это время Иешуа оказался под стражей. Левий пытался помочь Га-Ноцри. Понимая, что лучше он получит скорую смерть от руки ученика, Левий Матвей выкрал у продавца хлебный нож, но не успел добежать до процессии.
Более четырех часов Левий Матвей сидел на возвышенности под палящим солнцем, ожидая казни Иешуа Га-Ноцри. После того как казненных оставили, Левий Матвей поспешил к учителю, забрал его тело, для того чтобы похоронить.
Герой знает, что Иешуа был арестован из-за предательства Иуды из Кириафы. После смерти своего наставника он ставит себе следующую цель: убить Иуду, отомстив за Иешуа. Виновным Левий считает и Понтия Пилата, поэтому он не соглашается на предложение прокуратора, который зовет Левия Матвея на службу в библиотеку.
Хоть Левий Матвей считает себя учеником Иешуа, на протяжении всего повествования показано, что Левия Матвея сложно по-настоящему назвать учеником Иешуа. То, о чем говорил философ, воспринималось Левием Матвеем совершенно не так, он не понимал образные выражения. Сам Иешуа Га-Ноцри отмечал, что ничего из того, что было написано на пергаменте Левием, не соответствовало тому, о чем говорил Иешуа. Философ на допросе говорит о том, что он опасается, что «путаница», связанная с неправильным толкованием его мыслей, будет продолжаться еще долго, потому как считающий себя учеником записывает за ним неправильно.
Нельзя героя назвать истинным учеником Иешуа и из-за того, что он не понял его учение о доброте. Если Га-Ноцри оставался добрым всегда, даже перед своей смертью, то Левий Матвей довольно негативно относился к людям, по вине которых погиб Иешуа. Понтий Пилат, разговаривающий с Левием Матвеем, справедливо замечает, что он жесток, а Иешуа жестоким не был, что Левий не усвоил те принципы, которые проповедовал Га-Ноцри.
Хоть герой не донца понял учение своего учителя, он попадает в «свет», которым руководит никто иной, как Иешуа Га-Ноцри. Он оказывается там за свою верность и преданность учителю, за стремление быть частью добра.
Ближе к финалу произведения мир московский и мир ершалаимский сплетаются воедино. К Воланду, находящемуся в Москве, приходит Левий Матвей, который, желая передать послание Иешуа, просит наградить автора романа и его возлюбленную покоем.