Мир Москвы 30-х гг. 20 в. в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» большинство глав посвящено описанию событий, происходящих в Москве. Именно туда прибывает сатана Воланд и его свита. М.А. Булгаков не оставляет город неизвестным, не называет его городом N, а дает точное местоположение: город Москва, символизирующий всю Россию того времени.

Писатель рисует присущие тому времени общественные пороки. Наказанные Воландом люди стремятся к обретению власти, причем власти огромной и неограниченной. Прохор Петрович является председателем зрелищной комиссии театра Варьете, хотя совершенно ничего в своей деятельности не понимает.

Для жителей Москвы характерным является стремление получить большое количество денег, обрести материальное благополучие. Председатель жилтоварищества Босой берет взятку у Коровьева, а в ходе расследования по поводу того, как у него оказалась валюта, признается в том, что он принял взятку не в первый раз, что все в домуправлении этим грешат. Аннушка, нашедшая подкову с алмазами, начинает думать о том, как извлечь из этой находки выгоду. Поплавский приехал в Москву, чтобы получить наследство от покойного Берлиоза, на которого ему было все равно. Буфетчик Соков приходит к Воланду с жалобой на то, что покупатели дали ему фальшивые деньги, хотя у него у самого огромные денежные сбережения.

М.А. Булгаков показывает, что и в московском мире есть свои Иуды: это Алоизий Могарыч, который пошел на предательство для того, чтобы получить комнаты Мастера. В обществе москвичей царят жестокость, лживость, равнодушие. Варенуха оказывается наказанным за свою ложь и грубость по телефону.


Описываются и отношения между людьми. Семплеяров изменяет своей жене, жена Лиходеева не живет вместе с ним, жена Берлиоза сбежала от него. Николай Иванович угнетен жизнью со своей супругой, жалеет, что не остался с Наташей, служанкой Маргариты.

Характеризует М.А. Булгаков и литературную среду Москвы 30-х гг. Раскрывается образ председателя МАССОЛИТа, который учит писателей писать, но не является писателем лично. Описывая дом Грибоедова, в котором собираются все известные московские писатели, автор «Мастера и Маргариты» отмечает, что в нем есть все, предназначенное для отдыха и развлечения, но нет ничего для работы и творчества. Разговор Берлиоза с молодым поэтом Иваном Бездомным показывает, что вся литература продажна. Писатели не создают те произведения, которые не угодны власти, такие произведения сразу же подвергаются критике. Так, Мастеру фактически разрушили жизнь за то, что он написал роман на религиозную тему. М.А. Булгаков показывает, что за свое произведение человек мог лишиться всего, что у него есть.

В романе показаны черты времени: доносы даже на близких людей, постоянные аресты, деление людей на богатых и бедных, на влиятельных и невлиятельных. Люди хотят получить все и сразу, и ради этого они готовы пойти на все. М.А. Булгаков показывает, что подобных Мастеру и Маргарите в Москве, символизирующей Россию 30-х гг., очень мало.

Таким образом, рисуя образ Москвы 30-х годов XX века, М.А. Булгаков показывает порочность людей: их властолюбие, стремление к материальным богатствам, отсутствие нравственности, лицемерие, лживость, продажность литературы. Писателю с помощью конкретных образов удалось обличить все пороки, царствующие в то время.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Левия Матвея в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Сравнение двух миров в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Мир Ершалаима в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»