Сравнение двух миров в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть два мира, которые не совпадают ни по пространству, ни по времени. Это мир Москвы и мир Ершалаима. Описывая данные миры разными способами (при раскрытии Москвы используются сатирические приемы, а описание Ершалаима более реалистично и трагично), писатель показывает много общего между этими мирами.

Жители Москвы стремятся к власти. В произведении показан председатель МАССОЛИТа Берлиоз, председатель жилтоварищества Босой, «верхушка» театра Варьете Лиходеев, Римский, Варенуха. Все они стремятся к получению и сохранению неограниченной власти. Причина, по которой Понтий Пилат не спас Иешуа Га-Ноцри заключается в том, что он боялся потерять свое место из-за бродяги, который совершил преступление против государя.

И в Ершалаиме, и в Москве преследуется свободомыслие. Иешуа Га-Ноцри оказывается казненным за то, что посмел выразить свое отношение к окружающему его миру. Мастер был выселен из своего подвала и помещен в психиатрическую больницу за то, что посмел написать противоречащий власти роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

М.А. Булгаков показывает власть денег над людьми, вне зависимости от того, где и когда они живут. Иуда из Кириафа обманывает Иешуа, чтобы получить от Каифы деньги. Председатель одного из московских домуправдений Босой берет взятку. Администратор Варьете просит кассиров не продавать лучшие места, чтобы проданные в несколько раз дороже билеты принесли ему личную выгоду. Буфетчик Соков, торгуя продуктами «второй свежести», сэкономленные деньги откладывает в собственный карман.

На первый взгляд кажется, что мир Ершалаима и мир Москвы слишком далеки друг от друга, однако при сравнении этих миров можно найти персонажей-двойников.


Двойниками являются Иешуа Га-Ноцри и Мастер, которые поплатились за собственные мысли, которые оказались отверженными всем обществом. Иешуа – одинокий, не помнящий собственных родителей бродяга; Мастер – одинокий в творческом плане человек, не имеющий в повествовании даже имени и фамилии.

Двойниками являются Левий Матвей и Иван Николаевич Понырев (Иван Бездомный). Если Левий Матвей считает себя учеником Га-Ноцри, то Иван Бездомный, познакомившись со своим соседом по психиатрической лечебнице и понявший, что его литературная деятельность до появления в Москве нечистой силы ничтожна и ужасна, является своеобразным учеником Мастера.

Двойниками являются Иуда из Кириафа и Алоизий Могарыч. Как Иуда, соблазненный обещанными ему деньгами, завлек к себе домой Иешуа Га-Ноцри и воспользовался сказанными им словами против него же, что и повлекло за собой арест Иешуа, так и Алоизий Могарыч втерся в доверие Мастера и рассказал о запрещенном романе, желая получить помещение, где жил Мастер.

Двойниками являются Каифа и Берлиоз. Оба они имеют в своих руках власть, позволяющую им совершать то, что хочется им. Иудейский первосвященник настаивает на том, что освободить от казни нужно Варравана, а не Иешуа Га-Ноцри. Берлиоз является председателем литературной ассоциации МАССОЛИТ, которая так резко и негативно высказалась против Мастера. Если Каифа является героем-антагонистом относительно Иешуа, то Берлиоз является героем-антагонистом относительно Мастера.

Таким образом, М.А. Булгаков показывает, что проходит время, а общественные и нравственные проблемы остаются теми же, что люди обладают одинаковыми пороками.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Левия Матвея в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Мир Москвы 30-х гг. 20 в. в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Мир Ершалаима в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»